57 правил стартапера
Уже несколько очень хороших списков правил для стартапов было написано талантливыми и опытными людьми (здесь и здесь). Я хочу добавить еще один в коллекцию. Эти правила я вырабатывал последние четыре года. Если вы создаете компанию, я надеюсь, что это облегчит ваш путь.
Люди
- Если через полгода после старта компании с 2 – 4 людьми в команде ваш стартап не приносит прибыли достаточно, чтобы оплатить ваши счета (ramen profitability, хорошо написал Paul Graham), то что-то идет не так. (Возможно, это был ваш выбор – не быть прибыльной компанией, но вы должны убедиться, что это результат вашего решения, а не воздействие рынка на вас)
- Разделяйте акции равномерно между всей командой.
- Всегда составляйте расписание вестинга.
- Принимайте решения совместно, но определите одного CEO, чье слово будет решающим. Сделайте это в первый же день.
- Ваш авторитет CEO изменяется. Он растет, если вы делаете решения, приводящие к победам, и понижается, если они приводят к поражениям. Не пытайтесь “давить” авторитетом, если вы им не обладаете.
- Мораль очень важна. Если вы слишком долго работаете без побед, ваши инвесторы, сотрудники, семья и вы сами потеряют надежду. Работайте на пределе возможностей – лишь бы не попасть в такую ситуацию.
- Подбирайте стартовую команду очень осторожно. Со всеми должно быть приятно работать, у каждого должна быть хотя бы одна черта, помогающая в той области, в которой вы работаете, все должны быть очень эффективны и практичны. У каждого должны быть ощущение продукта, понимание его цели и общее видение продукта и компании в целом.
- Следите за исполнением стандартов фирмы. Выберите несколько важных правил, без которых нормальная работа, по вашему мнению, невозможна и заставьте всех выполнять их.
- Увольняйте людей, которые сложны характером, непродуктивны, ненадежны, непрактичны, или у которых нет чувства продукта. Делайте это не раздумывая.
- Небольшие разногласия – это хорошо. Слишком много разногласий – это смертельно опасно. Увольняйте людей, которые вызывают их. Хорошо работаешь + плохо себя ведешь == ты уволен.
Сбор средств
- Если вы отдаете больше, чем 15% компании в любом из раундов, вы работаете неправильно. Удовлетворительно, но не идеально.
- Если вы еще не заработали уважение, сбор средств на показателях роста гораздо более прост, чес на истории компании. Если собираете деньги на истории, но не набрали репутации, значит вы делаете все не так.
- Целью сбора средств ставьте создание минимально жизнеспособного продукта. Повторяйте это на каждой встрече, пока не создадите его.
- Советы большинства инвесторов полезны для оптимизации и масштабирования уже работающего бизнеса. Прислушайтесь к ним.
- Советы инвесторов не помогут в создании продукта – это ваша работа.
- Не застревайте на процессе сбора средств. Выполните план и продолжайте.
Рынки
- Лучшие продукты создаются не в вакууме. Они побеждают, потому что выделяются на фоне других продуктов, призванных выполнять ту же задачу. Найдите вашу нишу и будьте лучшими. Если вы не можете найти своей ниши, значит что-то не так.
- Работайте над проблемами, у которых уже есть решение и которые имеют огромный потенциал для роста. Если она не изменит user-experience большого количества людей, не стоит тратить на нее время. Например, Google затрагивает миллиарды людей, помогая в выполнении ежедневных задач. Это меняет поведение людей и изменяет их восприятие окружения. Нацеливайтесь на создание продукта такой же величины.
- Очень важно начать с правильной идеи. Опыт показывает, что пока вы можете только поворачивать.
- Поймите, что рынок очень продуктивен и ценные идеи приходят нескольким командам практически одновременно.
- Беритесь за новые идеи, потому что они могли быть вызваны социальным или технологическим изменением. Уцепитесь за поезд как можно раньше, но убедитесь, что внедрение новой технологии действительно сделает продукт лучше.
- Если идея не сработала раньше и никакого социального или технологического изменения не произошло, прекратите над ней работать. (Это теория продуктивности рынка. Если идею стоило довести до конца, вы бы сделали это. Зачем пытаться еще раз, если ничего не изменилось?)
- Обучение рынка, которому не нужен ваш продукт, — это проигранное сражение. Думайте о ваших идеалах и видении, но уважайте тенденции. Если вы думаете, что миру нужны стихи, написанные пятистопным ямбом, продавайте хип хоп, а не сонеты).
Продукты
- Ощущение продукта имеет главное значение. Поймите это так быстро, как сможете. В управлении проектом вам не помогут ваши умения разработки.
- Не создавайте то, что уже есть. Клиенты не станут покупать это только из-за вашего названия.
- Убедитесь, что вы знаете, почему пользователи не будут иметь другого выбора, кроме как перейти на ваш продукт, и почему они не вернутся обратно. Не доверяйте себе – проверьте все насколько возможно.
- Задайте два вопроса о каждой фиче в продукте. Будут ли люди покупать ваш продукт именно из-за нее? Перестанут ли люди покупать ваш продукт из-за ее отсутствия? Отсутствие второго приводит к отрицательному ответу и на первый вопрос. Не работайте над фичей, если оба ответа – нет.
- Создавайте продукт, который будут покупать, несмотря на проблемы, а не из-за того, что проблем нет. Первое удовлетворяет клиента и хорошо оплачивается, второе сложно и занимает вечность для создания.
- Опасайтесь продуктов из курицы и яиц. Убедитесь, что ваш продукт приносит пользу мгновенно.
- Поймите разницу между людьми, которые могут купить ваш продукт, и людьми, которые просто высказывают свое мнение о нем. Обращайте внимание на первых. Игнорируйте вторых.
Маркетинг
- Продукт стоит на первом месте. Если людям нравится ваш продукт, они заметят даже самый маленький анонс. Если людям ваш продукт не понравится, никакой маркетинг не поможет.
- Попробуйте встроить маркетинг в ваш проект. Если возможно, воспользуйтесь эффектом YouTube (ваши пользователи сами будут рассказывать друзьям о новинках) и эффектом Facebook (если кто-то пользуется вашим продуктом, то его друзья будут пользоваться им тоже)
- Посмотрите Мечты Дзиро о суши и выполняйте все так же, как выполнялось в фильме. Возьмите несколько небольших заданий, выполните их и усложняйте каждый день.
- Постоянно высчитывайте свою эффективность. Убирайте вещи, которые не работают, удваивайте вещи, которые вам помогают.
- Не делайте догадок. Просчитывайте.
- Рынок для ваших пользователей. Обращение внимания на людей, которые не купят ваш продукт – пустая трата времени и денег.
- Не говорите вещей, на которые вашим конкурентам нечего ответить. Например, ваши конкуренты не могут сказать, что их продукт работает быстро, если вы скажете, что ваш продукт очень быстр, это будет неправильным способом маркетинга. Вот если ваши конкуренты могут сказать, что их ПО предназначено для программистов на Python, то если вы скажете, что ваше предназначено для Ruby, вы поступите правильно. Apple может нарушить это правило. Вы нет.
- Не проявляйте высокомерность по отношению к вашим конкурентам. Она не поможет продать продукт, но может разрушить хорошие отношения.
- Не отвергайте всю критику. Используйте ее для улучшения продукта. Самые яростные критики могут превратиться в ваших лучших клиентов, если вы воспримите их серьезно.
Продажи
- Продажи исправляют все. Если вы промахнулись во всем остальном, вы переживете это, если ваш продукт хорошо продается.
- Продукт стоит на первом месте. Продавать продукт, который всем нравится – это просто. Продажа продукта, которого никто не хочет – сложная ситуация.
- Будьте готовы ждать продаж, пока ваш продукт находится между этими двумя границами (всем нравится, никому не нравится). Даже если вы ничего не продадите, вы получите важный опыт.
- Оценивайте все. Разговоры с пользователями, которые, скорее всего, не приобретут ваш продукт – трата времени.
- Входящие проще, чем исходящие. (Попытайтесь создать продукт, чтобы сами клиенты приходили к вам, чтобы заплатить за него)
Разработка
- Скорость разработки стоит на первом месте.
- Уменьшайте сложность. Чем продукт проще, тем быстрее вы начнете его продавать и тем быстрее вы сможете исправлять проблемы.
- Выбирайте реализации, которые приносят 80% выгоды при затрате 20% рабочей силы.
- Используйте уже готовые компоненты, когда это возможно.
- Используйте “забеги разработки”. Убедитесь, что они длятся не больше, чем 1-2 недели.
- Опасайтесь долгих проектов. Если вы не укладываетесь в забег, не создавайте его.
- Избегайте долгих улучшений. Если вы не укладываетесь в забег, не делайте этого.
- Если вы должны сделать что-то, что не укладывается в забег, проведите структурированный обзор этого, настолько подробный, насколько возможно.
- Работа над ненужной вещью целый месяц, это все равно что не появляться месяц на работе вообще.
Управление компанией
- Не тратьте время на выбор офисного здания, бухгалтера, уборщиков, мебели, выдачи заработной платы и т.д. Убедитесь, что все неплохо, и продолжайте работать.
- Найдите время, чтобы найти хорошего недорогого адвоката. Вы заметите разницу.
Собственное благополучие
- Пытайтесь привязать свою самооценку к стартапу (у вас не получится, но попробуйте). Работайте так, чтобы когда пыль оседает, вы могли быть горды вашими выборами, не зависимо от исхода.
- Обязательно выбирайтесь куда-нибудь. Сходите на экскурсию, съездите к родственникам в другой город, пойдите на дискотеку, поиграйте в шахматы, теннис, что угодно. Это сделает вас более эффективным, а людей вокруг вас — более счастливыми.
Автор: tomshinsky