Как мы стали Дедом Морозом. Новогодние грабли. Часть 1

Как мы стали Дедом Морозом. Новогодние грабли. Часть 1

Приветствую вас, мои дорогие мальчики и девочки! Хорошо ли вы себя вели в этом году?..

Наверное, так бы я начал свой рассказ, будь я Дедом Морозом. Но это не так. Мы пытались им стать, но в прошлом году получилось не очень. Хочу рассказать, как мы запускали проект для отправки писем от Деда Мороза, и сколько новогодних бед упало на наши программистские головы.

Начало

Все началось в прошлом году, месяца за 4 до Нового года. Нам очень захотелось получить плюс в карму сделать что-то хорошее. И так как у нас уже была заготовка для похожего проекта, было принято решение разработать и запустить ресурс, позволяющий отправить «письмо от Деда Мороза».

Первым делом посмотрели на конкурентов и на их проекты, после чего нашей радости не было предела. Какой бы проект мы не открывали, он был неудобным и малофункциональным: все сайты сводились к 2-3 страничкам, предоставлялась возможность только выбрать шаблон, дописать «постскриптум» и ввести адрес получателя, оплата была по квитанциям из банка, после чего нужно было еще звонить и говорить когда и как оплачивал.

Ну и тут заиграла молодая кровь, ведь мы сейчас сделаем все как надо!
На разработки ушло около 2-х месяцев, сделали прототип, запустили, начали тестировать и править.

Даже не задумывались, что может быть проблема с отправкой писем почтой. Какие ведь могут быть проблемы? Пришел, отдал письма и они себе мирно уехали.

Ошибка №1

Вот тут и была наша первая ошибка: не пройден весь этап заказа и отправки письма заказчику. Этот недочет и вылез в скором будущем :).

Как только система на сайте прошла запланированные тесты, мы все вместе начали думать: как же раскрутить проект, которому только 2 месяца отроду? Так как поисковики о нас не знали, клиентов можно было искать только по знакомым или давать рекламу.
Мало того, до Нового года оставалось меньше чем полтора месяца, а значит нужно было уже вовсю рекламиться.

Ошибка №2

И мы осознали нашу вторую ошибку: рекламу проекта и раскрутку нужно начинать заранее (хотя бы раскрутку в поисковиках), тогда цена усилий будет намного меньше.
Мало того, что нужно заранее готовиться к рекламе, к этому пункту необходимо подходить с «трезвой» головой. Как рекламировать продукт мы понятия не имели. Знали только, что нужен поток клиентов, и какая-то часть из них закажет письма для своих деток. Мы облазили парочку крупных порталов, смотрели статистику посещения и узнавали их рекламу. Нашли один, что стоил не много + было по 30-40 тыс. посетителей на счетчике, и мы клюнули на это. Быстро приехали и подписали все, что надо, сразу проплатив. Но после запуска все оказалось намного хуже: 30-40 тыс. посетителей это на всех разделах портала, а там, где мы взяли рекламу, всего 2-е тысячи в день. Деваться уже было некуда. Пошли в ВК и там успешно спустили 2000$, получив всего несколько заказов. И это не все места, куда деньги были выброшены впустую (да, трафик мы получили, но продаж были единицы).

Теперь мы знаем: если не умеешь рекламой заниматься – лучше не лезть и найти тех, кто это умеет делать.

Ошибка №3

До нового года оставалось 15 дней, и мы уже начали печать письма для рассылок.
Принесли первую партию на почту, довольные как дети малые, что сейчас наши письма начнут покорять расстояния с целью перед Новым годом порадовать детишек. Но как только мы начали отдавать первые письма, радость с нашего лица моментально исчезла (вспоминаем ошибку номер 1). Оказалось, на письмах нужно еще указать ФИО получателя (просто адреса было не достаточно).

Ошибка №4

Побежали в офис, достали из базы все емейлы заказчиков писем. Вместо того, чтобы написать каждому отдельно, (у нас уже была паника/спешка), мы отправили одно письмо всем. Гугл он хороший, все ответы под одной темой складирует в ленту.

Таким образом получился очень невеселый «чат» вместо почты. Мы еле разобрались, кому какое ФИО писать, и как отправлять, попутно получая негативные отзывы из-за нашей халатности. А это была титаническая работа, достать 200 писем, найти по емейлу, кто и куда отправлял письмо, и на конверте указать ФИО.

Слава Богу, с этим справились. Вернулись на почту и снова получили молотом по голове.
На этот раз: заказные письма должны иметь правильный обратный адрес!!! Обязательно.
Нам подсказали, как можно быстро выйти из ситуации (просто на конверте указать мое ФИО и обратный адрес. Что мы успешно за 2-3 часа, стоя на почте, сделали).
Но нас опять разочаровали. На письме был указан несуществующий адрес (мы указали «гору где живет Дед Мороз»). Нельзя, чтобы на письме было два обратных адреса, даже если один из них выдуман.

После долгих часов уговоров нам пришлось отправлять письма простой почтой (не заказные), с невозможностью отследить, где они находятся.

Ошибка №5

Но и тут еще одна веселая вещь вылезла. Так как все письма визуально похожи, если одно как-то не «подходит по шаблону», почта отклонила сразу все письма (хотя в других все было хорошо).

Ошибка №6

Итак. Вот мы отправляем письма, заодно стараемся утешить тех, кто волнуется за доставки. Тут к нам позвонили партнеры с Групона, и мы зачем-то согласились запустить скидочную акцию всего за несколько дней до Нового года.

Зная наш менталитет, многие оставляют покупки подарков на самый последний день: мы получили сотни просьб (даже иногда нас прям умоляли отправить письма) и вот… за пару дней до НГ мы начинаем делать еще и рассылки сотен писем для клиентов с Групона.

Кроме описанных выше серьезных упущений, имели место достаточно много более мелких нюансов: сопоставить двести писем с их конвертами достаточно сложно (без пометок и последствий для дизайна обоих); оказывается, фотобумага в магазинах заканчивается под Новый год; печатка от сургуча быстро греется и пятая печать уже не та, что первая (благо снег на улице есть :)); … Но эти обстоятельства не столь занимательны.

Как мы стали Дедом Морозом. Новогодние грабли. Часть 1

Подведем итоги:

  • Запуская проект, потратьте хотя бы пару дней для полного анализа и продумывания поверхностной стратегии. Станьте сначала сами клиентом своего проекта. Пускай кто-то из ваших друзей/сотрудников купит или закажет вашу услугу. Это очень важный момент, ведь на нем может вылезти много ошибок и сразу пожеланий по проекту.
  • Если есть деньги на рекламу – воспользуйтесь услугами профессионалов. Если нет – ищите дешевые варианты рекламы.
  • Когда ваш бизнес или проект зависит от других компаний, изучите их правила, сделайте пробную покупку или закажите пробную услугу.
  • Если пользуетесь рассылками, старайтесь чтобы каждому клиенту приходило отдельное письмо с темой лично для него. Это будет приятнее для клиента, и Вам удобнее будет вести переписку именно с ним.
  • Эта ошибка немного пересекается с 3-й. Старайтесь упорядочивать вашу работу с партнерами, так будет удобнее не только другим компаниям, но и вам.
  • Не старайтесь «выжать» еще хоть чуть-чуть для «спасения» проекта(бизнеса), если время уже упущено, проект не спасете, а клиентов потеряете из-за плохого сервиса. Лучше повременить и подготовиться к следующему сезону.

Ответим сразу на вопрос: почему в названии статьи присутствует «Часть 1»? Дело в том, что мы готовим еще одну статью, с описанием того, как в этому году мы постарались решить описанные проблемы и к каким последствиям это привело.

P.S: Спасибо за внимание. Надеюсь, наш опыт будет интересен, ведь не так много публикуют разборов неудач, в которых часто гораздо больше можно почерпнуть, нежели в статьях об успехе.

Автор: NikolayMelnik

Источник

Оставить комментарий