Примеры неудачной автоматизации и чек-лист перед началом работ
Самый очевидный способ повысить эффективность ручного труда, уменьшить влияние человеческого фактора или ускорить тот или иной процесс – это попытаться его автоматизировать. Тема с частичной или полной автоматизацией процессов стала популярной ещё во времена Генри Форда и его конвейера. В интернете и книгах можно найти огромное количество статей, примеров и пресс-релизов об успешных внедрениях. Но всегда ли все проходит гладко? О спорных или неудачных примерах говорить не принято, поэтому информации о них практически отсутствует.
Занимаясь много лет реализацией ИТ-проектов и улучшением бизнес-процессов в крупных финтех-компаниях, я столкнулся с реальными случаями, когда автоматизация вместо положительного эффекта приносила отрицательный, особенно на первом этапе после внедрения. Cразу хочу отметить — это нормально:, абсолютно все команды, работающие над улучшением процессов и стандартов, сталкиваются с проблемами, а при должном внимании и быстрой реакции ситуацию всегда можно исправить.
Дисклеймер
Понятие “неудачная автоматизация” может показаться размытым, если не определены критерии “удачной автоматизации” и методы их оценки. Предлагаю договориться, что в данной статье под этим понятием будем понимать автоматизацию, которая не принесла ожидаемый положительный эффект сразу после внедрения. В приведенных примерах я опущу названия банков, детали и подробности, суммы расходов и отрицательного эффекта, но постараюсь кратко донести суть. Также мы пропустим подробный анализ корневых причин проблемных кейсов, так как такие разборы должны быть комплексными, и по каждому из них можно написать отдельную статью. В конце материала вы найдете разработанный мной чек-лист, я пользуюсь им перед тем как начинать любую автоматизацию, он помогает оценить перспективы успеха и готовность процесса к началу работ.
Первое правило любой технологии заключается в том, что автоматизация эффективной операции повышает эффективность. Второе правило: автоматизация неэффективной операции увеличит неэффективность.
(Билл Гейтс, Microsoft Corporation)

Примеры неудачной автоматизации
Пример №1. Самым ярким и запоминающимся примером из моего опыта стал случай, когда один очень крупный банк, находясь под гнетом грандиозного плана по сокращению расходов за счет автоматизации и роботизации, сократил внушительный процент сотрудников юридического департамента. Эти сотрудники занимались исковой работой. Процесс был достаточно простой и стандартизированный, хотя и имел ряд незначительных особенностей. Банк разработал и реализовал план по централизации, автоматизации и сокращению высвободившегося персонала. Так как реализация проекта шла с превышением сроков, было принято решение провести упрощенный пилот и экспресс-апробацию реализованного решения на небольшом объеме работ и только в одном регионе присутствия. Спустя пару недель работы в новом процессе выяснилось, что ПО/RPA/скрипты, которые теперь выполняли работу сотрудников, требуют очень тонкой настройки, а сбой в смежном ПО мгновенно парализует работу такого централизованного юридического конвейера. Также выяснилось, что используемые в автоматизированном процессе шаблоны документов могут отличаться в зависимости от региона применения (шаблон, используемый в пилоте, не подходил для другого региона), при этом шаблоны должны были быть тщательно перепроверены и не содержать ошибок при каждом обновлении, в противном случае конвейер начинал генерировать десятки тысяч некорректных документов, которые впоследствии требовалось отозвать (процесс отзыва не был автоматизирован), исправить и отправить заново. Повторная отправка документов дополнительно приводила к повышенной нагрузке на ряд внешних систем, которые вообще не имели отношения к банку. В итоге руководство приняло решение о приостановке масштабирования решения на всю сеть, необходимости доработки реализованной автоматизации и о срочном найме части специалистов юридического департамента, которые буквально месяц назад покинули компанию с выходным пособием на руках.
Пример №2. Другая история – попытка полностью автоматизировать управление денежным обращением в другом крупном банке. Идея заключалась в том, чтобы автоматизировать прогноз потребности наличных в отделениях и банкоматах сети, сократить объем обращения денежной массы и снизить трудозатратах на формирование заказов, построение маршрутов, резервирование, упаковку, транспортировку, хранении налички и т.п. Оказалось (особенно на первом этапе после внедрения), что система без учета специфики объектов не способна выдать адекватный прогноз и корректное предложение по оптимальному количеству банкнот для подкрепления. Практически по каждому из объектов требовался ручной ввод дополнительных параметров сотрудником. Потребовались существенные доработки: строили прогнозы на основе ретроданных с учетом сезонности, строили прогнозы на геоданных (количество жителей, офисные площади, абоненты сотовой связи), строили прогнозы в зависимости от количества рыночных сделок связанных с наличными, использовали сложные поиски решений для транспортных задач с изменяющимся в процессе решения параметрами. В итоге спустя внушительный период времени корректно заработал только гибридный прогноз без полной автоматизации: рекомендация от доработанной системы + ручной акцепт или корректировка сотрудником.
Пример №3. Tesla. Избежать полного провала в двух прошлых историях получилось благодаря быстрому признанию руководством отрицательного эффекта, правильным выводам и готовности принимать решения о дальнейших действиях. Аналогичный хороший пример признания отрицательного эффекта от автоматизации мы видим, когда Илон Маск открыто рассказывает о случае, произошедшем на заводе Tesla. Вот как это описано в его биографии:
В какой-то момент я заметил, что конвейер сборки замедляется на станции, где дорогой, но медленный робот приклеивал на аккумуляторы полоски из стеклопластика. Вакуумные захваты робота то и дело роняли полоски, и он выдавливал слишком много клея. Выяснилось, что данный процесс практически не влияет на качество итоговой продукции, и мы просто отказались от него. Я понял, что наша первая ошибка состояла в попытке автоматизировать этот процесс и виноват я сам, поскольку настаивал на максимальной автоматизации производства.
(Илон Маск, автобиография)

Причины неудачной автоматизации
В самом начале мы договорились отложить подробный анализ факторов неудачной автоматизации для отдельной статьи. Поэтому, я просто приведу список наиболее общих и распространенных причин:
-
Неверно определили объект и целесообразность автоматизации.
-
Неверно определили цели и целевые параметры автоматизированного процесса.
-
Использовали неподходящие инструменты и фрэймоворки для автоматизации.
-
Неверно определили границы, участников, периметр систем, который будет затронут в процессе автоматизации.
-
Автоматизированный процесс не был принят конечными пользователями.
Чек-лист перед началом работ
Собственно, то, чем я хотел поделиться в этой статье. За годы работы и использования разных методологий (Waterfall, Agile), концепций и философий (TQM, Lean, 6 sigma, Kaizen) или фреймворков (DMAIC, PDCA) я пришел к выводу, что одним из ключевых факторов успеха автоматизации является наличие предварительного этапа. На этом этапе можно провести экспресс-анализ и определить готовность процесса автоматизироваться ДО начала работ. Установить своеобразный DoR. Для этого я сформировал чек-лист – несколько простых вопросов, которые помогут принять решение об автоматизации без глубокого погружения в методологию управления бизнес-процессами:
-
Действительно ли данный процесс нужен и он не является избыточным? Кто или что требует наличия данного процесса? Возможно, процесс можно упростить или вовсе исключить без негативных последствий.
-
Регламентирован ли процесс, есть ли его описание? Если процесс не описан, нет единого понимания у всех участников и руководства, как именно он работает, то нет и предмета для автоматизации.
-
Готов ли процесс к автоматизации? Если процесс нестабилен, вариативен, содержит множество исключений или требует постоянного вмешательства человека, его автоматизация усугубит ситуацию.
-
Можно ли оптимизировать процесс до автоматизации? Если процесс может быть оптимизирован без автоматизации, это необходимо сделать в первую очередь. Далее рассматривать вопрос автоматизации уже оптимизированного процесса.
-
Зачем мы автоматизируем данный процесс? Автоматизация ради автоматизации — это пустая трата ресурсов. Четкое понимание целей (снижение затрат, ускорение производства, повышение точности) и того, как мы будем измерять результат в будущем, помогает выбрать правильный подход и проверить достигнуты ли цели по итогам автоматизации.
-
Как долго данный процесс будет существовать? Автоматизация может потребовать значительных затрат времени и ресурсов. Инвестиции могут просто не окупиться при коротком сроке существования автоматизируемого процесса.
-
Предусмотрен ли пилотный проект? Автоматизация на первом этапе может быть неудачной, нужна апробация решения перед полномасштабным внедрением, а также возможность доработки или даже отказа от внедрения по итогам пилота.
-
Учтен ли фактор сопротивления изменениям? Как будут переиспользованы высвободившиеся ресурсы? Внедрение новых систем требует обучения сотрудников, изменения их привычек, сокращения персонала и, возможно, даже пересмотра организационной структуры.
Вывод
Автоматизация – это инструмент, а не самоцель. Автоматизируем только то, что в действительности должно быть автоматизировано.
p.s. Предлагаю в комментариях поделиться, что еще можно проверить перед началом работ, а также поделиться примерами удачной и неудачной автоматизации. Начну первый.


Автор: sn1kv