Что общего у стартапа и сценической импровизации
Каждый год у меня появляется новое хобби. Я начинаю заниматься тем, чем до этого никогда не занимался, о чем не имею ни малейшего представления. В 2011 году мой выбор пал на сценическую импровизацию. На первом занятии я в течение 10 минут разговаривал с незнакомым человеком о пешем туризме, а другие незнакомые люди сидели и обсуждали каждый мой жест, манеру говорить, осанку – в общем, критиковали и высказывали те неприятные вещи, которые обычно не говорят друзья и приятели. Я участвовал в импровизационных шоу целый год. Постепенно я пришел к мысли, что сценическая импровизация для предпринимателей может стать чем-то вроде тренировок для спортсменов.
К примеру, после хороших тренировок футболист покажет лучшие результаты на поле. Точно так же, если немногословный и застенчивый инженер, просидевший всю жизнь за компьютером, вдруг создаст стартап, то тренировки в сценической импровизации помогут ему научиться общаться с клиентами и инвесторами.
На самом деле, аналогия между развитием стартапа и импровизацией на сцене гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
Создание стартапа – это прыжок в неизвестность
Когда ты стоишь на сцене и не знаешь, что скажешь дальше, а на тебя смотрят 500 человек и чего-то ждут, становится страшно. И никто не может указать тебе, что говорить и делать, потому что нет ни режиссера, ни сценария – есть только неизвестность.
И в случае со стартапом нет четких предписаний, что делать через день, месяц, год, как решать те или иные проблемы. Ты просто делаешь выбор, принимаешь какое-то решение. Если вдруг ты примешь неверное решение, то нельзя будет сделать выбор заново и не с кого будет спросить, кроме как с самого себя. Импровизация позволит научиться сохранять спокойствие в моменты мучительного выбора, преодолевать страх перед неизвестностью.
Существование в условиях стартапа требует самоанализа и восприимчивости к критике
Когда люди критикуют твое поведение на сцене, ты стараешься сразу исправляться в лучшую сторону, так как понимаешь, что ты выступаешь для них, для зрителей, которые ждут хорошего исполнения и самоотдачи от актеров. Поэтому ты учишься постоянно что-то менять в себе в лучшую сторону, прислушиваться к критике и использовать её для самосовершенствования.
Часто в компаниях сотрудники не имеют права или боятся критиковать руководство, и сами плохо воспринимают любую критику, даже конструктивную. Но, как показывает практика, команда достигает значительно больших успехов, если каждый участник, будь то начальник или рядовой сотрудник, открыт для критики и умеет дать адекватную обратную связь другим. Особенно это актуально для стартапов, которые совершенствуются непрерывно.
Все бегут в одной упряжке
В отличие от stand up, где выступают сольно, сценическая импровизация предполагает взаимодействие с партнерами по сцене. Цель этого взаимодействия – вместе создать какую-то историю. Поэтому каждый пытается действовать так, чтобы помочь партнерам, общему делу.
И здесь нельзя останавливаться. Диалог должен постоянно продолжаться, чтобы найти ту линию общения, которая приведет импровизацию к успеху.
Для бизнеса это означает, что нельзя прекращать обсуждение до тех пор, пока не будет принято приемлемое решение. Никто из команды не должен останавливаться. Иначе нельзя будет идти дальше. Конечно, каждого участника должны ценить и доверять ему.
В стартапе умение слушать не менее важно, чем умение создавать
Импровизация делает человека отличным слушателем. Потому что на сцене необходимо быть внимательным на все 100%.
Насколько часто мы сталкиваемся со сложностями в коммуникации между разработчиком и клиентом? Ведь умения писать классный код недостаточно в этом случае. Чтобы решить именно ту проблему, о которой говорит клиент, нужно его хорошо выслушать и понять.
Поэтому после прохождения разработчиками курса импровизации необходимость в большом количестве специалистов поддержки просто отпадет.
Стартап может иметь основное направление, но вариантов развития бывает много
История стартапа развертывается во времени и включает в себя начало, развитие, персонажей, сюжет – прямо как в спектакле. Но реалии современного мира настолько изменчивы и разнообразны, что основное направление развития едва просматривается за хитросплетениями сюжетных линий. Импровизация помогает видеть картину целиком и не зацикливаться на каких-то частностях и неожиданных поворотах.
Импровизация – это осознанный выход из зоны комфорта. Когда мы учимся относиться к этому спокойно, когда мы учимся думать в сложных ситуациях не только о себе, но и о партнерах, мы просто развиваем определенные навыки, которые применимы не только на сцене, но и в других сферах жизни.
Автор: semen_grinshtein