Про обязаловку. Нужно ли заставлять на современных галерах? Кейсы игровой мотивации

Вот хожу я в спортзал.
Раньше всегда покупал абонементы. Знаете, у них такие предложения вкусные: на 3 месяца скидка 30%, на полгода 50%.

И сам себе приговаривать начинаешь: “Ооо! Куплю надолго и будет стимул ходить!”

Покупаешь. А затем разворачивается диаметрально противоположная ситуация. Желание заниматься этим вашим спортом отпадает напрочь. Натурально заставлять себя приходится.

После таких “стимулов” я перестал заниматься на 3 года. Недавно захотелось начать заново. И вот, что удивительно:

Я ни разу не купил себе абонемент. Всегда беру разовое занятие. И за 4 месяца не пропустил ни одной тренировки. Не создаю для себя лишних обязанностей “выходить абонемент”. И просто получаю удовольствие от процесса.

Про обязаловку. Нужно ли заставлять на современных галерах? Кейсы игровой мотивации - 1

Обязаловка убивает весь энтузиазм и настроение

Мечтает парень о заветной работе, получает ее. А через пол года жалуется друзьям за рюмкой пенного: “Да ну ее нахер! Зачем я вообще в это ввязался!”

Даже любовью тяжело заниматься, когда тебя об этом настойчиво просят. Кто был в такой ситуации – подтвердит.

Обязаловка – враг любой мотивации. И занимаясь проектированием поведения мы должны помнить об этом правиле.

Поэтому-то игры так хорошо увлекают. Ведь в самом смысле слова “игра” зашита добровольность участия: хочу играю, а хочу не играю. Это постулат, который безошибочно считывается любым человеком с детства.

И именно этот реверсивно-психологический прием и заставляет людей возвращаться к играм снова и снова: “Там меня заставляют. А здесь я как будто бы сам хочу поиграть.”


— Мы в компании миллионы выкладываем в повышение квалификации кадров! Языковые курсы, профессиональные, личные! — перебивая выкрикивают из-за соседнего столика.
— Чего только нет! А им вообще пофиг!

Конечно пофиг. То, что вы это все делаете во благо – никто не сомневается. Только горчит у них на языке. Чувствуют люди: “Вот я пойду на курсы, а меня потом спрашивать будут – чего я их не закончил? Да и других задач выше крыши – отвяжитесь!”
Обязаловкой разит за версту. 

В народе даже фраза специальная есть: “Добровольно-принудительно”.

Поэтому и набирает сейчас в корпоративной среде следующая история:
Некоторые рабочие процессы в игру превращать.

Кейсы геймификации: Microsoft, McDonald’s и корпоративные симуляции

  • Вот McDonald’s. Имеет внутреннее приложение для сотрудников с геймификацией. Устраивают интерактивные симуляции, чтобы навыки нарабатывать: правила обслуживания, знание регламентов, командное взаимодействие и т.д. и т.п. Этим не ограничились, есть еще одна игровая вертикаль – наделение сотрудника признанием. Выдают бейджики, лычки и значки, чем повышают авторитет сотрудника. Подстегивают иерархию и мотив к самореализации – стать выше и лучше других. За участие награждают материальными льготами – гибкий график, сик-деи, питание.

  • Или вот еще одна заноза – performance review называется. У сотрудников обычно от него зубы сводит. Отчет надо написать, рассказать чего добился, на будущий год себе задачи поставить. А еще у коллег фидбек собирают… Вот и этот процесс игрофицируют. Задача ведь какая? Эффективность человека оценить. И лучше всего это получается, когда эффективность можно увидеть глазами. Так и появляются интерактивные прогресс-бары в персональном треке сотрудника, счетчики закрытых задач, отзывы коллег и прочие достижения. То есть человек начинает не бюрократическую задачу через “не хочу” решать, а на свою личную полку заслуги и трудовые подвиги ставить. На радость себе и на зависть окружающим. И, тем самым, облегчает работу HR.

  • Топ-менеджмент тоже не смог отделаться. Их работу еще в 30-ые годы в СССР начали игротехникой обогащать. С тех времен деловые игры стали применятся везде. Используют их, как правило, для моделирования в рамках игрового сценария сложной производственной или управленческой задачи. А собравшиеся руководители находят ее решение. В процессе могут узнать о себе и своих коллегах много нового. И хорошо, если узнают это в процессе безобидной игры. А не в разгар очередного производственного коллапса или финансового кризиса.

Все эти истории объединяет одно. Без игровых сценариев вовлечь сотрудников в эти процессы было бы куда сложнее. А с ее помощью дело обретает иной, более приятный, увлекательный и игривый окрас.

И не удивительно, ведь используя игровую форму воздействия мы лишаем процесс дурного привкуса “обязаловки”.

Не все свои статьи о геймификации я считаю уместным публиковать на Хабре. Поэтому те, кому эта тема интересна и полезна – могут найти больше статей и информации у меня в ТГ канале.


Игра как стратегия управления поведением

Вот так и получается, что управление даже огромной корпорацией начинает обогащаться элементами гейм-дизайна и игротехники.

Кому-то может показаться это забавным. Только вот шутить время давно вышло. Ведь те же корпорации давно усвоили урок: даже обладая бесконечным финансовым ресурсом – не всегда получается пропихнуть в жизнь даже самую простую идею.

Ну вот не главный мотиватор в жизни людей – это деньги. Хотя так очень любят говорить. И особенно не главный он у тех, у кого они уже есть.

А что мотиватор? Чем и как сподвигать людей на подвиг? Это поиск надо продолжать постоянно. Один инструменты мы сегодня нашли. Какой будет дальше?

Делайте бизнес играючи!

Автор: DimaIgrotech

Источник

Оставить комментарий