Behavioral Interview. Поведенческие вопросы на собеседовании
Недавно я собеседовался в Амазон и Майкрософт в офисы в Испании (так как я тут живу). Пока готовился много что понял, сейчас поделюсь.
Этот этап в собеседованиях существует чтобы оценить ваш предыдущий опыт, ваши действия и результаты, и иметь возможность предсказать как вы будете действовать в похожих ситуациях в будущем.
Резюме отображает ваши хард скиллы, а «Поведенческий» этап дополняет эту информацию о вас, и можно сложить впечатление, о том как вы решаете задачи, какие подходы используете, личные качества и профессиональную “зрелость”.
Рассказывать требуется личные профессиональные истории, с данными, цифрами, примерами.
Для крупных корпораций используют такие «ценности»:
-
Amazon: Customer Obsession, Ownership, Invent and Simplify, Are Right, A Lot, Learn and Be Curious, Hire and Develop the Best, Insist on the Highest Standards, Bias for Action, Think Big, Dive Deep, Have Backbone, Deliver Results, Earn Trust, Win Together, Foster a Radical Discipline Culture, and Deliver Results
-
Google: «Googleyness», Leadership, Communication, Collaboration, Product Sense
-
Meta: Conflict Resolution, Driving Results, Embracing Ambiguity, Growth Mindset, and Effective Communication
-
Microsoft: Adaptability, Teamwork, Customer Focus, Drive for Results, Decision-Making, Growth Mindset
-
Apple: Customer Focus, Problem-Solving, Teamwork, Adaptability, Passion for Technology, Resilience, High Ethical Standards
Все они сводятся примерно к одному и тому же:
Конфликты.
Как вы решаете конфликты, например если он случился с членом вашей команды/менеджером? Обычно хотят получить информацию что вы прошли через это профессионально и конструктивно.
Стрессоустойчивость.
Как вы спровляетесь с челленджами и ошибками? Нужно продемонстрировать способность преодолевать неудачи и фокусироваться на долгосрочных целях.
Приспособление.
Насколько хорошо вы переживаете изменения? Можете ли выживать в “динамичном” окружении и адаптироваться?
Совершенствование.
Стремитесь ли вы постоянно изучать новое и прокачиваться? Не боитесь вступать в неизвестное? Нужно подчеркнуть стремление к личному развитию.
Лидерство.
Можете ли вы вести и вдохновлять других? Если даже это не менеджерская роль, желательно показать свою инициативность и позитивное влияние на свою команду
Совместная работа/Общение.
Насколько эффективно вы работаете с другими? Нужно продемонстировать что умеете работать в команде и можете донести свои мысли/идеи
Собеседующий будет заранее фокусироваться на каких качествах которые он пытается выявить, надо уметь этот сигнал уловить, и увести историю в эту область.
Я уверен многие слышали про фреймворк рассказывания историй – STAR(L), для тех кто не знаком, напомню что это. Кстати, сами компании тоже несколько раз напоминают перед собеседованием, пожалуйста, товарищ кандидат, следуй этой формуле.
S – Situation, Даем контекст ситуации
T — task, Какая была в итоге задача
A — actions, Что за действия были предприняты
R — results, К каким результатам это привело
L — learnings, Чему я научился
Необязательно как робот именно повторять и называть «Сейчас Task», но Фреймворк помогает сложить истории чтобы она получилось емкой и понятной. А также помогает заранее выучить ее на иностранном языке.
Пример вопроса: Расскажите, когда у вас был на работе конфликт с коллегой, что произошло и как вы его решили?
Очень популярный вопрос на сеньорных позициях и выше, при собеседовании и для IC(Individual contributor) и для менеджеров.
Если вы никогда не готовились и не проходили собес в компанию ЕС/США
то такой вопрос может поставить в тупик, для нас обычно «конфликт» это сильное слово, когда ты уже должен матом ругаться с коллегами, и скорее всего такое у вас вряд ли было, и вы можете сказать что конфликтов не было… Для специалиста с опытом 5+ лет, это плохой ответ , так как, это может выглядеть как либо недостаточный опыт работы в команде, плюс конфликты наверняка были, просто их нужно идентифицировать.
Какой ответ будет хороший на такой вопрос?
Для менеджера/тимлида цель: Показать что помогаете найти компромисс который устроит всех, показать, что знаете какой конфликт надо предупредить, чтобы не случился, а какому надо наоборот дать случиться
Ситуация:
В одной из команд у нас был спор между разработчиком и дизайнером. Дизайнер хотел сложные анимации, разработчик утверждал, что это сильно замедлит раработку.
Цель:
Для менеджера/тимлида — помочь найти компромисс, который устроит всех и не затянет сроки.
Для разработчика цель: Показать в истории, что умеете слушать других, показать что умеете аргументировать свою позицию, показать, что умеете договариваться
Ситуация:
В одном из проектов у нас был спор с тестировщиком. Он настаивал, что найденный им баг — критичный, и релиз нужно отложить. Я, как разработчик, считал, что это незначительная проблема, которая не блокирует пользователей.
Цель:
Нужно было разобраться, действительно ли баг критичный, и принять правильное решение, учитывая интересы всех
Конфликт в команде — это не всегда плохо. Это естественная часть взаимодействия между людьми с разными точками зрения, опытом и интересами. Здоровый конфликт наоборот иногда должен случиться, в споре рождается истина.
Где брать Истории? Если вы начинающий специалист, то от вас и не будут ждать глубоких историй, скорее как вы что-то изучали и теоретически могли бы действовать, и совершенно нормально отвечать «такого опыта не было, можно следующий вопрос».
А если вы специалист с опытом 5+ лет, нужно провести «майнинг историй» или рефлексию на свой опыт, и попытаться вспомнить что происходило и выписать это себе в заметки/ноушен/куда-нибудь чтобы были подготовлены по 3-5 историй по каждому пункту выше (Конфликты, Совершенствование и тд).
На данный момент я работаю в международной компании из «travel» индустрии в роли Engineering Manager, но очень хочу работать в айти гиганте типа Амазон/Майкрософт, поэтому много изучаю и стремлюсь туда.
Если вы уже проходили туда и можете поделиться советами — буду рад
Недавно проходил interview loop (это когда 4-5 собесов в один день) в Амазон, жду пока результат, обязательно расскажу здесь и у себя в тг канале. А в прошлом году я проходил в Майкрасофт, но был плохо подготовлен и не прошел.
Автор: aposnov