Как я учил английский в Африке
Мыс Доброй надежды
С английским у меня беда. Дело в том, что учил я его по MS-DOS и Паскалю, а потом по фильмам. Поэтому читать и переводить в нашу сторону научился хорошо, а вот строить предложения на лету для разговора – нет. А оно сильно надо, потому что у Мосигры всё больше и больше партнёров в Европе. Думаю, у вас такие проблемы не возникают, но вот желание заправить трактор иногда появляется — и живой английский реально нужен почти каждому.
Мой заезд: Швейцария, Эмираты, Германия, Канада, Франция
Поэтому я недолго думая отправился в Южную Африку. Быстрых по визе вариантов с тёплой погодой было три: Мальта (где среди учеников сплошь китайцы, а сам остров можно обойти за два дня), Дублин (с очень интересным акцентом) и Кейптаун (колония Великобритании). Поэтому – вниз, за экватор, и на самый край обитаемого мира. В Африку, к пушистым слонам и пингвинам, копающим норы.
Английский
В городе две известных школы – это EF и EC (моя). Занятия шли так: 9:00 – 10:30 чтение и письмо, 11:00 – 12:30 – разговоры и слушание, 13:30 – 15:00 – профильные классы (для курса «интенсив»). После обычно мастер-класс или какая-то активность школы. Я взял три недели. Сразу скажу, что лучше брать либо две недели (как раз на погружение в среду и поиск слабых мест), либо сразу месяц и более. И обязательно – интенсивный курс, благо разница в цене всего около 2-3 тысяч рублей, а занятий в полтора раза больше.
До этого я взял репетитора на пять занятий ещё в Москве: вспомнили основные времена, написали пачку деловых писем, обсудили мою работу и немного поставили произношение. Очень помогло в прохождении вступительного теста и ориентировании в городе.
Встреча
На месте нас встретил специально обученный товарищ ярко-шоколадного цвета, который вместо того чтобы сразу пихать в автобус, отвёл поменять денег в аэропорту и купить SIM-карту. Очень правильно и мудро. Прямо по дороге подцепился сначала 2G-интернет, потом – 3G. Затем в зоне LTE предложили прыгнуть на него, но мне показалось, что 10 Мб/с на 3G – это как раз то, что нужно, чтобы успеть отменить загрузку чего-то ненужного. Кстати, гигабайт в стартовом пакете дали честный – тот, в котором 1024 мегабайта, состоящих, в свою очередь из 1024 килобайт каждый. Прямо сюрприз после наших телекомов.
Кстати, главным условием агентству, которое всё делало, был бесплатный быстрый Wi-Fi в отеле. Ясное дело, агентство это полностью провалило.
В автобусе шофёр вручил пакет с инструкциями на первое время. Они были на английском, и некоторые студенты нехило так поупражнялись со словарями, прежде чем поняли, что там. Основы – как вызвать такси, где брать воду, телефоны экстренных служб, безопасность в городе, когда приходить в школу на инструктаж, базовый этикет, типичные ошибки туристов (в частности, смотреть не в ту сторону на дороге с правосторонним движением). Карта до школы.
Студенты, прибывшие на месяц и более останавливались в семьях (по обмену), я же поехал в «резиденцию» — что-то вроде общаги, побитой по номерам разного размера. Были студенты из отелей, но больше всего повезло тем, кто просто снимал квартиры в недалёком пригороде. В целом, до месяца, отель хорош для тех, кто более-менее говорит, резиденция – для всех.
Русских, кроме меня, не было. Зато в ассортименте попадались жители Швейцарии, Бразилии, восточных стран, пара канадцев, пара турков и один очень бодрый китаец с тремя тысячами друзей в Фейсбуке (как? Он же у них, вроде, закрыт?). Не очень общительный, сталбыть.
Интернет и розетки
Вай-фай как бы условно есть, но его тупо нет. Кафе дают по 50 мегабайт в день в единой сети (то есть из одного в другое не погуляешь), причём в половине случаев эта сеть вообще не пашет. В школе есть вай-фай, но он выдавал стабильные 300 бод, поскольку основные полосы были захвачены скайпом – а эта штука у нашего админа обладала свойствами газа и занимала весь доступный канал в приоритете. В итоге оставалось только пользоваться своим собственным сотовым интернетом. Он довольно дорогой – около 1400 русских рублей за пакет в 5 гигабайт. Такого пакета мне хватило на 3 недели, кстати – яблочные девайсы и седьмая винда с антивирусом бодро жрали трафик в три горла под фотопоток и технический обмен.
Переходники на все телефоны и розетки на блошином рынке – скорее всего, почти все ворованные
При этом последний раз, когда я загружал только заголовки писем и ходил без графики во времена диалапа, мой расход редко превышал 5 мегабайт за сутки. Реальность оказалась несколько неожиданной.
Розетки не наши, но переходники есть почти в любом магазине. Первый день можно без переходника с помощью зубочистки и какой-то матери – для моей зарядки от чёрно-белой Нокии питание вполне подошло.
Ещё раз мыс Доброй надежды
Первый день в школе
На входе в школу нам выдали по соске. На самом деле, как оказалось, водяные бутылки – это основа выживания в Африке. Почти у всех одна такая всегда с собой. Стаканчиков нигде нет – если видишь бак с водой, подставляй свою бутылку. Очень поразили эти бутылки в одном отделе с канцтоварами и пеналами: вот что ребёнку определённо нужно в школу.
Потом мы заполнили пару бумажек, позавтракали и поговорили по 5 минут с будущими учителями. Они оценивают разговорные навыки и просто знакомятся. Сюрпризом оказалось то, что за «I shall» срисовывают полтора балла, за «I will» один, и только «I’ll» будет правильным в разговорной речи. На данном этапе самым важным оказался вопрос: «Зачем тебе язык». От этого зависит распределение по послеобеденным классам. Там всякие «Культурные различия», «Эпос», «Этикет» и так далее. Самый сложный – деловой английский, но он идёт на уровне Advanced. Именно на него я чётко нацелился, хотя всегда считал себя intermediate.
Потом – тест. Сначала на грамматику (времена, общее знание структуры предложений, всякие must/should, used to, герундий, использование Present Progressive и Simple для описания событий будущего, Past Simple для выражения желаний в настоящем и так далее). Половину этого я тупо не понимал, но угадывать оказалось довольно легко, благо почти все примеры встречались в книгах или правилах игр.
Вторая часть – диалоги, по которым нужно отвечать на вопросы. Они сложные для новичков. Вот пример: женщина может минуты три распинаться про свою новую Феррари, как у неё урчал движок, как круто ездить на ней по магазинам, а потом сказать: «Ну, я рулила полдня, и у меня нога заболела, посмотрите?». А надо сказать, с кем она говорит: подругой, техником или доктором. Вторая часть – длинный текст, который надо фиксировать по фактам. У нас было психологическое исследование по лайкам в Фейсбуке с большим количеством чисел.
Третья часть – чтение. Надо прочитать текст и ответить на вопросы по нему. Вопросы были с подковыркой, правильным ответом пару раз было «не знаю» — учитывайте. Как показало ковыряние в тесте после сдачи, с логикой составители дружили не всегда: если в тексте встречалось «почти все делают так», то выбирая из вариантов «некоторые это не делают», и «так делают все» надо было брать второй.
Финал – эссе. Даётся на выбор 2-3 темы типа «ты зашел в самолёт и не знаешь, куда он летит» или «расскажи о своём любимом месте», или «как бы ты отметил свой день рождения». Поскольку я был твёрдо уверен только в идеальном знании Present Simple, выбрал про любимое место. Как потом оказалось, они оценивали не грамматику, а широту словаря, умение строить сложные предложения, образность языка и стиль изложения под ситуацию. Если не уверены, лучше писать коротко – считается количество косяков, а не их процентное соотношение к объёму текста.
Тесты у них с истинным генератором случайных чисел в ответах. То есть, например, в группе из 10 вопросов по 3 варианта на каждый может не быть ни одного верного ответа B.
Через час мне дали высший балл в потоке. Не хватило 3% до Advanced. И сразу началось занятие по бизнес-английскому.
Бизнес-английский
Это нечто безумное и крутое. Ты врываешься в уже идущий курс и просто подхватываешь на лету то, чем занимаются все остальные. Преподаватель – пожилой мужик Ян. Упрямый как старый профессор в ВУЗе, нетерпеливый, местами ворчит.
В группе оказалось два немца с MBA по финансам (тимлид Крис из HTC и Кристина из Люфтганзы, специалист по аутсорсингу процессов); бородатый перс Ибрагим, айтишник из телекома; хитрющий араб Альмадин, инженер; прекрасная Надин-Мари (итальянка, живущая в Германии из техсаппорта Лейки) и Марианна (из Бразилии, стажер в колл-центре телекома).
Уроки шли бурно. Как правило, сначала нам давались правила языка: например, как правильно можно задавать прямые и непрямые вопросы, как строить вопрос так, чтобы получить как можно больше информации из собеседника, как придавать нужную эмоциональную окраску вопроса. Я, например, не знал, что «Could you, please…» и «Please, could you…» — это две большие разницы. После теории мы практиковались в письме (чаще всего – собирали текст из кусочков или дополняли предложения в нужном ключе). Затем – слушали какого-нибудь гуру по этому вопросу с радиоинтервью (например, по переговорам – CEO Кока-колы, по сервису – главу сети дорогих бутиков и так далее). Отвечали на вопросы по тексту. Затем – вели свои переговоры. Ян мог побить нас на команды, дав вводные по бизнес-кейсу (типа, разрулить проблему с пиратскими дисками в сети Titan – одна команда за журналистов, вторая за PR-команду), провести HR-интервью с сотрудниками или так далее. На одном из занятий он принёс 10 писем в саппорт Самсунга и дал послушать три звонка плюс одно сообщение на автоответчике – нужно было выставить приоритет каждому инциденту и нарисовать меры исправления ситуации в условиях ограниченного бюджета. Что радовало, все ситуации жизненные, хоть и десятилетней давности. По большей части из IT-сферы.
Надин-Мари пытается объяснить что-то Ибрагиму
У нас сразу как-то не сложилось с культурными различиями. Арабы вдвоём прессовали клиентов вглухую, типа, заплатил – гуляй, уже не наши проблемы. Надин-Мари из-за профессиональных европейских деформаций считала, что клиента надо успокаивать, но ничего практического не делать. Марианна не понимала половину кейсов, поскольку не могла различать речь из-за акцента. Мы с немцами стояли за хороший сервис. В итоге мы играли в демократию, перетягивая Надин-Мари на свою сторону, либо просто выматывали Ибрагима и Альмадина до предела кучей требований, после чего они шли на уступки. К концу второй недели немцы ушли к индивидуальному учителю, а я научился использовать слабость позиции «ты мне, я тебе», перечитал «Искусство дипломатии» и заодно пронёс в голову коллегам понимание того, что если у клиента что-то не ладится с товаром – это не его проблема, а наша, потому что от этого зависит, купит он или нет следующий. Ян радовался, что вместо «No way» этот русский научился говорить что-нибудь вроде «It’s too difficult to us».
Утренние классы
Они оказались попроще после делового английского. В моём случае разгадка банальна – утренние классы шли на Upper Intermediate-уровне (потому что я фигово писал и говорил), а деловой – на Advanced.
Учиться оказалось просто. Проблем у меня было три – неумение использовать времена по ситуации, постоянные промахи с артиклями и кривые предлоги. С артиклями мы порешали сразу после того, как мне объяснили кто такой noun – поскольку теорию я не проходил, это стало прорывом. С предлогами я продолжаю косячить, но уже меньше – их надо учить. Со временами пошло медленнее. Группу Simple я уже знал и умел, потом было два занятия про отличия Perfect от Simple на конкретных примерах с викторинами и сочинением рассказов – повезло. А дальше оказалось очень просто. Немного поработали с произношением, и всё стало тип-топ. После исправления «the» на правильное мягкое, таксисты стали принимать меня за местного, так что пользу английского я сразу ощутил.
Дальше я шел на уровне «три девятки». Меня догонял бодрый африканец Тамир и всё та же прекрасная Надин-Мари (когда я сдавал выходной тест, она перешла на Advanced-уровень). Остальные в группе учились без особой инициативы. А именно от неё зависело, как быстро знания применяются. То есть если поедете – нужно буквально выгрызать знания, это резко повышает эффективность.
Что делали на занятиях? Иногда разбирали как писать письма, потом читали примеры, потом писали письма друг другу и отвечали на них – по разным заданным темам с описанием ситуации. К примеру: «Ты запарковался около дерева, знака не было видно. Вернулся – штраф под дворником. Напиши письмо в управу про то, что оштрафовали тебя совершенно зря». Или: «Вот кузина прислала тебе письмо с аттачем, ответь ей в том же стиле». И давали письмо и аттач.
Учёба шла быстро.
Учителя были классные. Первый класс вёл Матеус Герхардус Босман. Чувак сначала показался простоватым, но то, как он круто разруливал разные ситуации заставило меня присмотреться и задуматься. На деле он оказался очень крутым в плане передачи знаний. Второй класс вела боевая британская бабушка Линда, которая отличалась искренним добродушием, железным характером и не по годам глубокими познанием в IT и жаргоне. «Вот ты бы так твит написал? Нет. Пиши just4u, хоть это меня и бесит!».
Харди учит нас рассказывать истории
Бой-бабка Линда
Через неделю вместо неё поставили молодую Эми – она вообще работала как неоперенный стажер. Если Харди и Линда могли бы держать аудиторию человек в 100 спокойно, Эми «сдулась» бы на десятке. Что и случилось, собственно. Её заменил Уоррен – бойкий чувак с чудовищно быстрой речью, способный сидеть по турецки прямо на столе. Учебник он сразу выкинул и начал давать нам реальный английский из всяких газетных вырезок, задавать сложные вопросы и вообще заставлять думать и общаться.
Уоррен «как есть»
Факультативы
Во-первых, всегда можно зайти в центр речи. Там магнитофоны, книги и диски с аудиозаписями. Берёшь «Оливера Твиста», вставляешь диск, цепляешь наушники и слушаешь. Как вы догадываетесь, с тем же успехом доступно в России с помощью фильмов или аудиокниг, и может стать одним из лучших способов учить язык.
Класс для слушания и книги в нём:
Во-вторых, были мастер-классы, но они оказались, в основном, для pre-intermediate, то есть слегка скучными. Эмоций мне хватало на деловом английском. Вместо мастер-класса можно было отправиться куда угодно или же участвовать в мероприятии от школы.
В-третьих, активности школы. Я ходил в пешую прогулку по городу (практика слушания гида – на уровне: «Плохо говоришь? Попробуй посидеть вот в этом баре. У меня был один студент, который взял два пива и начал складно говорить. Ааа, не пьёшь? Ну тогда приударь за нашей студенткой из Франции: будешь разговаривать как миленький!»). Второй была экскурсия по городу на автобусе – нам дали цветного чувака с чудовищным акцентом, речь которого надо было ещё разобрать. Он говорил медленно, простыми словами и жаловался, что его используют как учебное пособие для уже второго поколения студентов.
Интернет-центр школы
Было много чего ещё, но дальше я просто вписывался в группы с британскими туристами в центре туризма Кейптауна, что решало сразу кучу вопросов. Нет ничего ужаснее любопытной британской бабушки, которая твёрдо решила наставлять молодого человека в своём божественном языке в течение 8-часовой поездки. И нет ничего круче старого инженера-нефтянника из Канады, который, внезапно, читал книгу моего деда – и с которым мы нашли кучу вещей к обсуждению.
Раз в три недели проходит переаттестация – это тот же вступительный тест, но на этот раз можно написать его лучше и получить level-up. За это вас переведут в группу старше, где снова придётся запоминать имена всех в классе. Уйти в группу ниже можно только при условии что вы вообще не врубаетесь в происходящее – но это случится задолго до теста. Но даже если вы его не сдадите, вам всё равно насыпят пару новичков, потому что новый набор. Повысить вас могут и раньше положенного – в классе не может быть меньше 4 учеников, поэтому если где-то выше недобор, вас временно приподнимают с парой баллов, не хватающих до нужного уровня. Догоните за цикл – ок.
Хинт: если что-то не так, нужно сначала вежливо попросить тест для работы над ошибками, выучить непонятные места, а потом на следующий день сказать, что вы были больны, пьяны и, вообще, это был ваш брат-близнец, известный на весь город дебил. Плюс он списывал другой вариант у китайца со второй парты. Всё это надо спокойно и обстоятельно излагать координатору курсов – тогда вам дадут пересдать прямо на месте, что в 70% случаев ведёт к повышению уровня. Потому что здесь любят инициативу.
Советы
- В классах почти все работают парами. Поэтому очень важно понять кто как сидит, и сесть либо рядом с самыми сильными в языке, либо рядом с красивой девушкой. Классы обычно по 6-10 человек, расположение – «круглый стол». Математическое ожидание оптимально на позициях №3 и №4 от преподавателя по часовой стрелке. Жители Востока читают в другую сторону, поэтому против часовой стрелки не садитесь, иначе всю дорогу будете вместо европейского акцента учиться с арабским.
- Когда будете брать туры – всегда старайтесь сесть прямо рядом с гидом. Если дорога дальняя (типа сафари) – ему захочется поговорить, и говорить он будет с вами. Учитывая, что произношение тут либо чистое британское, либо африканское домашнее, это будет мегаполезно. В турах задавайте максимум вопросов, даже тупых. Главное – практиковать язык.
- Говорите со всеми. Официантов просите рассказать историю кафе, сотрудников музея – рассказать об этом месте, таксистов спрашивайте о жизни. Но! В такси сначала произнесите на безукоризненном английском точку назначения и уточните цену, а уже потом выдавайте, что вы не местный. У них есть счётчики, но видя иностранца, вполне могут включить по ночному тарифу, например. Таксисты всегда с точностью до 5% знают цену до точки назначения по счётчику.
- Не стесняйтесь говорить, что вы учите английский и просить повторить последнюю фразу ещё раз. Помедленнее. Другими словами. Выучите вежливые фразы для этого в первый же день. В городе все всё понимают и идут к вам навстречу. Важно только не говорить это тем, с кем вам ещё предстоит торговаться.
- Приготовьте визитки с почтой и вашим FB-профилем. FB тут рулит.
- Студенты кучкуются по национальному признаку. Русских там нет. Оптимально либо сразу устанавливать плотные отношения с яркими индивидуальностями (не перепутайте их с аутсайдерами), либо дружить с китайцами. Китайцы почти русские. Жители Швейцарии друг друга не любят, поэтому можно общаться и с ними. Однако если вы на две недели – лучше тратить первую перемену на еду, а большую (в час длиной) – на прогулки по городу и общение с жителями.
- Поскольку это Африка, очень важно съездить в сафари по садам – это 5 дней в оптимальном случае. Делайте визу на 5 дней больше, чем обучение, забивайте на учёбу, говорите координатору, что вы в сафари с пятницы по среду – и двигайте навстречу приключениям. Пропущенное время приплюсуют к курсу в конце. Если не складывается с визой – меняйте его на индивидуальные занятия по курсу 1:4. И просчитывайте ситуацию с отелем – платить за пять лишних дней не очень весело. Но ехать без 3-4 занятий тоже не очень – нужно успеть погрузиться в языковую среду, иначе ничего не поймёте, если у гида будет хоть какой-нибудь акцент.
Мой утренний класс
Разное
Еда есть всякая и дешевая. Преступность высокая, в основном – грабеж по ночам. Ночью лучше сидеть дома или ходить без фотоаппарата. В отелях и других запирающихся помещениях не воруют особо. Валюта (ранд) меняется из доллара и евро, но оплатить картой можно что угодно и где угодно. Билеты в автобусах – RFID-карты, дешево и круто. Малярия на 100 километров выше, прививки не нужны. Люди все доброжелательные, но без лишних сантиментов.
Результат
Полностью английское окружение сделало своё дело. Я научился более-менее свободно поддерживать разговор, различать даже относительно адовые акценты в быстрой речи, узнал невероятное количество новых слов из разговорной лексики и уточнил несколько нюансов передачи смысла разными инструментами. Доволен, конечно же. Единственный минус — ещё три дня после приезда ловил в русской речи английские слова типа «вот это наш основной поинт». К счастью, смог их извести на корню довольно быстро. Да, ещё дали какую-то большую красивую бумажку про мой уровень английского, но я её продолбал.
КДПВ
Пляж с пингвинами. Эти черти реально живут в Африке и реально копают норы. Такие вот странные птицы:
Столовая гора:
Внезапное дерево:
Ездовые слоны:
Лев в кустах:
Еда:
Про ЮАР и айтишников там
Хабр торт. Я после поста про стимпанк-кофейню встретил там ZatriX и позвал на Хабр, с которым у нас внезапно оказались общие знакомые ещё по старой доброй AD&D. Он живёт в Африке уже 20 лет и может рассказать вообще всё-всё-всё про IT там и местные особенности. Начиная от специального казачьего полка, воевавшего век назад на стороне буров, и заканчивая феерическим методом воровства кабеля с помощью старого пикапа, деревянной катушки и бутылки керосина. Он же, кстати, наконец-то объяснил мне, кому и зачем нужна ворованная витая пара.
Автор: Milfgard