Язык, на котором вы говорите, даже не подозревая об этом
Наши проблемы — это схемы. Они действуют в установленном порядке, который неизменно повторяется каждый раз, когда мы сталкиваемся с ними. Как использовать систему программирования собственного подсознания для влияния на свои мысли, чувства и действия?
Подумайте о том, что вы очень-очень любите. О чем-то простом, например, о кексах, котятах или формировании из корешков стоящих на полке книг идеальной радуги. Несколько секунд рассматривайте мысленное изображение этого предмета или явления.
Картинка цветная или черно-белая? Где конкретно она расположена на вашем внутреннем экране (слева, справа, сверху, снизу, в неподвижном центре)? Она большая или маленькая? Изображение находится далеко или близко? Оно подвижное или статичное? Светлое или темное?
А теперь подумайте о том, что вам очень-очень не нравится. Например, о тараканах, пауках и прочем… Посмотрите на имеющееся изображение и задайте себе те же вопросы. Эти две картинки не будут идентичными.
Незначительная и автоматическая разница между данными визуальными представлениями во многом определяет типы поведения, которые вы, скорее всего, продемонстрируете при столкновении с подобными явлениями. Эта ментальная система кодировки работает постоянно и обладает чрезвычайной силой, но многим из нас даже в голову не приходит, что она существует, пока нам не предложат проанализировать собственные мысли.
Насколько по-разному мы видим вещи
То, с чем вы сталкиваетесь, как и каждая ваша мысль, классифицированы и на подсознательном уровне связаны с определенной комбинацией чувственных характеристик, вроде тех, которые вы только что получили. Ваш разум поступает так, чтобы в будущем вы вспомнили, какие чувства должна вызывать у вас эта вещь. Приведенный выше пример рассматривает визуальные представления, но аналогичным образом на подкатегории может быть разбит весь ваш чувственный опыт. Это что-то вроде персонализированного языка символов, на котором вы свободно говорите с рождения. В нейролингвистическом программировании данные характеристики называются субмодальностями.
Модальности — это чувства: визуальная (зрение), аудиальная (слух), кинестетическая (осязание), обонятельная и вкусовая. В данной статье мы всерьез обсудим лишь первые три из них, потому что к ним проще получить доступ, и они обычно используются для внесения изменений.
Слово «субмодальности» относится к способам разделения и классификации информации, поступающей от каждой из модальностей чувств. В сущности, субмодальности — это параметры ваших мыслей, это особый подход к тому, как вы смотрите на изображение, слышите звук или воспринимаете ощущение.
Почему эту информацию столь полезно извлечь (как для терапевта, так и для вас самих)? Вы можете манипулировать субмодальностями, помогая своему разуму иначе относиться к вещам. К примеру, если бы автор смог увидеть свое внутреннее изображение тараканов, используя набор субмодальностей, соответствующих картинке с пушистым котенком, то, вероятно, сумел бы написать эту статью, обойдясь без гримасы, появляющейся на его лице каждый раз, когда он использует слово «тараканы».
Как все это определяет наше восприятие жизни?
Все это касается не только нашей внутренней визуализации, но используется подсознанием и для фильтрации и оценки опыта, получаемого при взаимодействии с внешним миром. Кодирование субмодальностей — это нечто, происходящее еще до того, как полученная с помощью органов чувств информация достигнет нашего сознания.
А значит, к тому времени, когда вы понимаете, что смотрите на котенка, ваше подсознание уже решило оформить входящую информацию в соответствии с вашим «кошачьим» набором субмодальностей. Это, в свою очередь, приводит к тому, что вам не приходится, каждый раз, видя нового котенка, решать, какие чувства он у вас вызывает. Вы всегда знаете, какой будет заранее запрограммированная реакция на котят, поэтому, если ничто не прервет вашу нормальную поведенческую схему, вы просто поступите как обычно. Таким образом, система субмодальностей экономит много времени и энергии, избавляя от необходимости оценивать, а потом подбирать соответствующую модель отношения к окружающему миру.
Субмодальности могут быть бесценной информацией для решения чьих-то эмоциональных или поведенческих проблем. Наши проблемы — это схемы. Они действуют в установленном порядке, который неизменно повторяется каждый раз, когда мы сталкиваемся с ними. Это выглядит так:
- сначала срабатывает триггер (обычно это нечто, относящееся к окружающей среде, то, что мы видим/слышим/чувствуем/обоняем/пробуем);
- затем следует процесс подбора, в ходе которого наш мозг решает, к какому отрезку предыдущего опыта следует отнести появившееся впечатление («это то же самое, что уже происходило тогда-то»);
- так создается касающаяся данной вещи эмоция («внутреннее чувство»), основанная на выборе;
- наконец, все это определяет поведение, которое мы в результате и демонстрируем.
Рассмотрим в качестве примера проблему с начальниками. Представьте человека, который становится взволнованным и теряет возможность связно говорить каждый раз, когда босс задает ему прямой вопрос. Впоследствии, оказавшись на безопасном расстоянии от начальника, он приходит в нормальное состояние и корит себя за то, что (снова!) повел себя, как бессловесный идиот.
Все это происходит потому, что подсознание оформляет образ босса с использованием комбинации субмодальностей, говорящей: «Бойся этого» или «Опасность!». Вероятно, это объясняется тем, что оно связывает нынешний фактор окружающей среды (босса) с ужасным воспоминанием детства. Например, со слишком придирчивым школьным учителем. И хотя босс совершенно не похож на того преподавателя, подсознание услужливо объединяет их в одну категорию — вещи, которых следует избегать. Просто чтобы перестраховаться.
Практическое применение
Существуют буквально сотни различных способов использования наборов субмодальностей или манипуляции ими, позволяющих внести позитивные изменения. Они формируют основу всех мыслей, поэтому возможности здесь распространяются гораздо шире, чем банальное «нравится / не нравится».
Субмодальности телесных ощущений могут быть адаптированы для снижения интенсивности боли у людей с хроническим заболеваниями (или простой головной боли, вызванной стрессом). Также можно повлиять на мировоззрение, сместить ценности, чтобы явления подсознательно оказывались на разных уровнях значимости. Это значит: вы на самом деле можете застать себя за выполнением действий, которых раньше сторонились, или обнаружить, что больше не занимаетесь тем, от чего хотели бы отказаться.
Манипулирование субмодальностями обычно используется осведомленными о них лицами для моментального освобождения от негативных эмоций (к примеру, от тревоги или гнева). Это фантастический инструмент для актеров и атлетов.
Вероятно, пониманию этой системы кодирования нужно учить еще в начальной школе. Она крайне проста и сильна, хотя многие из нас даже не подозревают о том, что могут с легкостью влиять на свое отношение к вещам.
Как манипулировать своим мыслительным процессом
Чтобы изменить свои наборы субмодальностей, вам нужно:
- сначала определить и проанализировать схему той проблемы, которую вы хотите решить;
- рассмотреть, какими модальностями она представлена;
- а затем извлечь субмодальности этих мыслей и модифицировать их.
«НЕ ИСПОРТИ ВСЕ!!!» — негативный диалог с собой
На занятиях со спортсменами это встречается снова и снова. Во многих случаях прямо перед тем, как атлет допускает не вынужденную ошибку (отправляет мячик для гольфа в деревья, совершает двойную ошибку при подаче в теннисе или пропускает пенальти в футболе), он может слышать у себя в голове голос, произносящий что-то вроде «Ты все испортишь!» или «Это действительно важно, поэтому не испорти все!» Обе фразы, разумеется, обычно приводят к одинаковым катастрофическим результатам.
Конечно, не все мы слышим голос перед тем, как допустить ошибку. У некоторых просто появляется ощущение, для других эту же роль выполняет мысленная картинка. Иногда возникает комбинация из всех перечисленных явлений. Однако если фактором является внутренний голос, вина за результирующее поведение (за ошибку) частично ложится на набор субмодальностей.
Пример: волнение гольфистки у колышка
Прямо перед тем, как гольфистка готовится совершить удар в ответственный момент соревнований, в ее голове звучит голос: «Не испорти все!» После этих слов у нее возникает нехорошее предчувствие, словно она знает, что произойдет, и потом девушка обязательно совершает ошибку.
Поскольку схемы проблем «загораются» в своем установленном порядке, разорвав эту связь — установив что-то вроде прерывателя, — можно не дать «вспыхнуть» остатку цепи. Это значит, что появятся разные варианты исхода. Намеренное изменение субмодальностей — это один из доступных способов совершения подобной «диверсии».
Наиболее явным элементом, пригодным для изменения в случае с гольфисткой был бы голос. Можно было бы рассмотреть и субмодальности нехорошего предчувствия, но поскольку голос появляется раньше, нацелившись на него, вы убьете сразу двух зайцев.
Выделите набор субмодальностей голоса, ответив на следующие вопросы.
- Переменные аудиальных субмодальностей:
- Локализация: откуда доносится звук (слева, справа, сверху, сзади, снизу, спереди)?
- Он звучит внутри вашей головы или за ее пределами?
- Громкость: громкий или тихий?
- Текстура: мягкий или грубый?
- Тон: высокий или низкий?
- Тембр: у него есть какие-то отличительные черты (например, писклявый, как у Микки Мауса)?
- Длительность: короткий или длинный?
- Темп: быстрый или медленный?
- Расстояние: близкий или далекий?
Имея комбинацию переменных, она может изменять их одну за другой, чтобы понять, какие черты влияют на запускаемое голосом чувство. Обычно существенную разницу дают 1—2 субмодальности, а большинство остальных приносит незначительные плоды или вовсе не влияют на ситуацию. Те из них, которые значительно изменяют положение дел, называются «двигателями».
Локализация — распространенный двигатель. Представим, что наша гольфистка заметила появление серьезной разницы после перенесения источника голоса из правой половины головы в левую. Обычно сразу после изменения двигателя субмодальности в негативном диалоге с самим собой вам начинает казаться, что голос теряет свою силу. Он может становиться неуместным или даже глупым на новом месте.
Как вы сможете заметить, другие субмодальности после смены двигателя преобразятся автоматически. К примеру, после перемещения голоса вправо, нашей гольфистке может показаться, что он находится дальше или звучит тише. В конце концов, единственное, что действительно имеет значение: вы ощущаете себя иначе (чувствуете себя лучше).
Вооруженная этой информацией спортсменка способна противостоять старому негативному голосу, выделив секунду на перемещение его вправо. Если бы двигателем был тон, она могла бы сделать его более низким или, наоборот, повысить, чтобы изменить результат. Если бы речь шла о темпе, можно было бы, соответственно, ускорить его или замедлить. На самом деле, нет никаких правил, вам стоит продолжать свои попытки до тех пор, пока не увидите изменений. Тогда вы получите результат.
Изменение субмодальности приводит к временному удалению сомнений в себе, являющихся корнем проблемы. Это освобождает окно в свободу от старых ограничений, и теперь она может быть использована для концентрации на чем-то более полезном, к примеру, на визуализации мяча, двигающегося в нужном направлении. Подобную картину она могла бы увидеть с помощью набора субмодальностей, ассоциированных с успехом или легкостью, чтобы действительно повысить свои шансы на хороший удар.
Этот язык можно использовать, чтобы избавиться от противоречивых чувств, волнующих изображений или отвлекающих звуков. Иногда внесение изменений становится инструментом, который вы используете и дальше. В других ситуациях достаточно поступить так всего несколько раз, чтобы подсознание решило производить модификацию постоянно и автоматически.
Часть эффекта подобного процесса заключается в том, что он позволяет вам вернуть чувство контроля, и даже управлять своими ощущениями. Мы склонны думать, что находимся во власти собственных эмоций, поэтому регулярное использование практики, доказывающей обратное, может сильно повысить самооценку.
P.S. Рекомендуем ещё одну статью по теме — Как отключить внутреннего критика и игнорировать стремление к совершенству?
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult.
Автор: