Кто вы: крутой, профи или неудачник?
Любое действие имеет причину. Что стоит за вашим желанием стать руководителем отдела, увеличить трафик сайта, создать свой бизнес с нуля или научиться выпиливать лобзиком? Зная истинный ответ на этот вопрос, вы можете эффективнее управлять собой или другими людьми.
Мы ставим в жизни разные цели, как в личной, так и в профессиональной области. Заглянув на SmartProgress впервые, я поразилась тому, какие необычные желания могут быть у людей. А ведь у каждого человека есть сила, движущая его поступками – конкретная мотивация.
«О, психология. Что это за штука – мотивация?»
Вот вам простой пример: голод, испытываемый вами – потребность, желание утолить голод – мотив, а большая котлета – это цель. Перенесем это в любую сферу нашей жизни.
В основе каждого мотива лежит какая-либо человеческая потребность: в безопасности, принадлежности к группе, любви, уважении, познавании нового, эстетическая потребность и потребность в самоактуализации (спасибо, Маслоу!).
Не буду утомлять вас разными классификациями, перечислю основные виды:
• «Я – крутой!» (мотив самоутверждения или престижная мотивация). Основан на потребности человека занять свое место в обществе, связан с самолюбием, стремлением к уважению, положительной оценке своей личности, честолюбием и чувством собственного достоинства.
• «Я-профи!» (мотив саморазвития). В этом случае интерес к деятельности подогревается желанием узнавать то-то новое, развиваться, ставить более высокие планки. Такие работники исключительно ценны для каждой организации.
• «Я успешен!» (мотив достижения успеха). Он схож с мотивом саморазвития, только человек, который постоянно повышает уровень мастерства, делает это именно ради результата, ради поставленной цели, чтобы сказать себе «Я смог, я достиг!».
• «Я – герой!» (идентификационный мотив). Это подражание авторитетной личности, начиная от Человека-Паука и заканчивая Биллом Гейтсом. Желание сходства с героем побуждает человека развиваться в определенном направлении.
• «Я – начальник!» (мотивация власти). Стремление влиять на людей может стать движущей силой при продвижении по карьерной лестнице. Почему вы хотите занять должность заместителя главы компании: потому что хотите влиять на людей или самоутвердиться?
• «Я счастлив!» (процессуально-содержательные мотивы). Возникают, когда человек выполняет деятельность потому что ему нравится сам процесс и содержание. Например, играть в футбол можно как руководствуясь престижной мотивацией (деньги, власть, самоутверждение, мода), так и просто, наслаждаясь процессом.
• «Я-неудачник!» (мотив избегания неудач). Зачастую человек, деятельность которого движима этим мотивом, отказывается от большинства смелых проектов. И вроде бы способности позволяют и желание есть, но страх оказаться некомпетентным, получить негативную оценку от общества или коллег заставляет оставаться в тени. К этому же мотиву относится и прокрастинация.
• «Я и компания!» (мотив аффилиации). Он подразумевает стремление к взаимоотношениям с другими людьми. Ради общения люди открывают новые проекты и всячески стремятся к новым знакомствам и контактам. Само это общение захватывает и позволяет испытать удовольствие.
Любой мотив может относиться как ко внешней, так и внутренней мотивационной сфере. Первая зависит от обстоятельств, окружающих человека, вторая касается самой деятельности, человек в это время испытывает внутреннее побуждение к действию.
Кроме этого мотивация бывает отрицательная и положительная. Пример отрицательной мотивации — наличие штрафных санкций, изоляция от коллектива. К положительной относятся подъем по карьерной лестнице, повышение авторитета и т.д.
Приемы мотивации
Чтобы дело сдвинулось, иногда необходимо дополнительно мотивировать себя различным способами.
• Отмечайте достижения визуально. Здесь в силу вступает такое психологическое понятие как «ситуация успеха». Находясь в ситуации успеха, когда все получается, сроки соблюдаются, нестандартные решения придумываются, вы вдохновляетесь и гораздо легче совершаете трудные дела. И это я тоже испытала на себе. Когда в моем план на месяц зачеркиваются выполненные проекты, просыпается натуральный спортивный азарт.
• Берите себя на слабо. Например, «Смогу ли я с первой попытки убедить клиента в необходимости этого дизайна?» или «Неужели я не смогу сделать этот отчет? Да я 100% сдам его к концу недели». Только не перестарайтесь. Я в прошлом месяце перегнула палку, теперь мне периодически хочется лежать овощем на диване.
• Объявляйте рутине войну. Если перед вами стоит нудная и неинтересная задача, внесите долю творчества. Мне нравится прикол из интернета «Чтобы варить суп было не так скучно, попробуйте изображать злодейский смех, добавляя каждый ингредиент». Ну и я пользуюсь этим методом, если моя работа сильно уж мне надоела. Только тс-с, это секрет! Да, по-детски, да, смешно, но работает ведь!
• Ставьте индивидуальные задачи. Этот прием прекрасно подходит для людей с мотивами саморазвития. Их хлебом не корми – дай себе планочки повысить да целей поставить побольше. Я люблю так развлекаться: то поставлю себе задачу изменить стиль написания для конкретной статьи, то установлю минимум прочитанных книг в этом месяце.
• Представьте неприятное дело в ином свете, например, работая над трудной задачей всем отделом, вообразите себя доктором Хаусом или Шерлоком Холмсом. Кстати, есть замечательная книга Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Почитайте, рекомендую.
• Найдите единомышленников. Не зря герои из мультика пели «Вместе весело шагать по просторам …», ведь идти к цели не в гордом одиночестве, а в шумной и задорной компании, как в SmartProgresse гораздо приятнее. Ну и эффективнее, чего уж там.
«Ну вот, теория окончена, и что нам с этим знанием делать?»
Ответ на вопрос «Почему? Ради чего я это делаю?» способен помочь управлять своей мотивацией. Зная причины конкретного поведения – своего, Большого Босса, сотрудников компании, которой управляете или клиентов, с которыми работаете, можно изменять цели или пути к ним.
В чем польза знания мотивации:
1. Улучшение своей жизни. Зная, когда вы работаете продуктивнее, какие действия нужно предпринять и чего избежать, вы можете создавать для себя ту жизнь, о которой мечтаете.
2. Формулировка цели. Ответьте для себя на главный вопрос: «Чего вы хотите?». Причем ответ должен быть максимально конкретным. Стать известным и знаменитым – это не самоцель. Слава и всеобщее почитание должны дать вам что-то еще: способность управлять людьми, возможность реализовать себя, самоутвердиться.
3. Продуктивность действий. Зная, что вами движет страх избегания неудач, попробуйте начинать работу с той сферы, в которой вы просто ас. Такой хитрый ход вселит уверенность, поможет раскрепоститься, зарядиться позитивной энергией. А там и до сложных дел рукой подать!
4. Способность управлять другими людьми. Изучение мотивационной сферы работников и использование этих знаний в работе помогает повышать производительность труда, мотивировать сотрудников работать на полную мощность, заинтересовать коллектив поставленными целями.
Кем бы вы ни были: директором, подчиненным, фрилансером, руководителем стартапа или родителем – изучение мотивации принесет пользу. Осознав причины своего поведения и выбрав подходящие приемы мотивации вам будет легче управлять своей жизнью.
Автор: