Как стать настоящим аналитиком требований. Часть 1. Великими аналитиками рождаются или становятся?

«Великих аналитиков взращивают, а не обучают. Для работы аналитиком требуется множество личностных черт, а не знаний каких-либо технологий. Стандартного обучающего курса или описания обязанностей такого специалиста не существует. В аналитики приходят из разных профессий, и, скорее всего, у всех новичков есть пробелы в знаниях и навыках»
Вигерс Карл «Разработка требований к программному обеспечению», 2004
Как стать настоящим аналитиком требований. Часть 1. Великими аналитиками рождаются или становятся?
Карл Вигерс написал свою книгу практически 10 лет назад, но ситуация не изменилась – настоящих аналитиков единицы.
Эта серия статей – для тех, кто собирается стать профессиональным аналитиком требований. Информация собрана из личного опыта, книги Карла И. Вигерс «Разработка требований к программному обеспечению», а так же из опыта других аналитиков из сети Интернет.
Дорогие хабравчане, я призываю комментировать мои статьи и, тем самым, исправлять ситуацию малочисленности хороших аналитиков, давая советы и рекомендации новичкам в этом непростом деле.
Давайте определимся – кто такой аналитик требований, какими навыками должен обладать человек, который хочет заниматься анализом требований.
Среди участников любого проекта по разработке программного обеспечения обязательно есть человек, явно или неявно выполняющий роль аналитика требований. Являясь, по сути, разработчиком ПО, он осваивает обязанности аналитика и работает с пользователями, собирая, анализируя и документируя требования. Однако не все разработчики умеют правильно формулировать требования к ПО и общаться с клиентом. Обучение позволяет повысить профессиональные навыки сотрудников, выполняющих роли аналитика, но не может компенсировать нехватку навыков межличностного общения и заинтересованности в деле.
Какая основная задача стоит перед аналитиком требований?
Самая важная задача аналитика отразить мнения заинтересованных сторон и лиц в спецификации требований и передать информацию другим лицам, участвующих в проекте. Аналитик помогает участникам проекта прояснить, действительно ли пожелания, которые они высказывают вслух, — это то, что им на самом деле нужно. Аналитик обучает, задает вопросы, слушает, организует и учится.
Основные факторы успеха — терпение и искреннее желание работать с людьми.
В основе мастерства Аналитика лежат личностные навыки, без развития которых вы не состоитесь в этой профессии. Будьте готовы к тому, что вам придется постоянно чему-то учиться. И по мере освоения нового вы будете понимать, что знаете слишком мало. Выбрав профессию аналитика, вы выбираете определенный стиль мышления, общения, развития и самой жизни в целом. Без наличия некоторых навыков и желания их развивать лучше вообще уйти из этой профессии.
Какими же навыками должен обладать Аналитик?

Умение слушать

Активное слушание подразумевает устранение помех, сохранение вежливой позы и зрительный контакт, а также повторение основных моментов для закрепления их понимания. Вам нужно моментально схватывать, что говорят люди, и уметь читать между строк, что бы обнаружить вещи, о которых они стесняются говорить. Важно не только то, что вам говорят, но и то, как вам это говорят.

Умение опрашивать и задавать вопросы

Большая часть информации о требованиях извлекается из беседы с людьми, и поэтому аналитик должен уметь общаться с разными людьми и группами. Встречаются разные собеседники: кто-то желает рассказать все, что знает и даже не по теме, кто-то отвечает только на конкретные вопросы, кто-то выдает желаемое за действительное. И только с помощью правильных вопросов из огромного потока информации можно выявить существенные требования.

Навыки создания комфортных условий общения

Умение организовать дружескую атмосферу — один из необходимых навыков аналитика. Конечно, данный навык не так важен, как первые два. Но в комфортных условиях всегда лучше работается.

Умение наблюдать

Наблюдая за тем, как пользователь выполняет свои обязанности или работает с имеющимся приложением, опытный аналитик выявит моменты, о которых пользователь даже не упомянул. Наблюдательность помогает направить дискуссию в новое русло, чтобы выявить дополнительные требования, о которых никто ничего не сказал.

Стрессоустойчивость

В процессе работы появляется огромное количество информации (часто противоречивой) и данных, которые могут в один момент коренным образом изменить понимание и направление анализа и проектирования. Аналитик должен быть к этому готов, уметь сориентироваться в новых условиях, не поддаваться панике.

Умение анализировать и обрабатывать информацию

Аналитик имеет дело с большим объемом беспорядочной информации, собранной на первом этапе. Способность обрабатывать большой объем информации и анализировать его позволит структурировать данные и выстроить ясную и четкую картинку.

Умение решать проблемы и разрешать конфликты

В проекте может работать большое количество заинтересованных лиц и участников проекта, каждый из которых имеет свой взгляд и видение. Аналитик должен обладать умением выслушать все стороны, обобщить информацию, принять оптимальное решение и убедить стороны в его правильности.

Умение вести переговоры

Аналитик должен уметь организовать людей с разными интересами для совместной работы, и уверенно чувствовать себя в разговорах с сотрудниками, занимающими разные должности в организации. Подумайте, как сложно иметь дело с сотрудниками из виртуальных групп, различающихся по географическому, временному, культурному или языковому признаку.

Умение работать в команде

Результат работы Аналитика используют многие участники проекта. Он должен уметь работать в команде, доверять своим коллегам и осознавать ответственность перед ними, выполняя свою часть работы.

Творческий подход

Аналитик — не просто стенографист, записывающий все высказывания клиентов. Аналитики изобретают требования. Они предлагают инновационные функции продуктов, новые рыночные возможности и возможности для бизнеса и думают, как удивить и удовлетворить своих клиентов. Отличный аналитик творчески подходит к делу: рассказывая о системе, ему удается удивить клиента — тот даже не всегда подозревает, что такая функциональность возможна

Знание предметной области

Аналитику, разбирающемуся в бизнесе, легче общаться с клиентами и понимать их, ему удается выявить невысказанные предположения и неявные требования. Он может предложить варианты совершенствования бизнес-процессов, а также ценную функциональность, о которой пользователи даже не думали.
Аналитик должен уметь применять разные средства сбора информации и представлять эту информацию различными способами на нормальном и понятном языке. Обладать одновременно развитыми коммуникационными навыками, знанием психологии межличностного общения, техническими знаниями, знаниями предметной области, бизнеса и личными качествами, подходящими для этой работы.
Для людей, которые любят решать сложные задачи и хотят стать профессиональными аналитиками – нет ничего невозможного! Главное понять, что Ваше призвание – быть переводчиком с невнятного на точный язык, с языка хотелок на язык функциональности, с языка «а вот если бы» на язык «это делается так»!
Жду комментарии тех, кто уже состоялся как аналитик, и может поделиться своими наблюдениями, и тех, кто сталкивается с аналитиками по роду своей деятельности, и может поделиться своими огорчениями или восхищением от взаимодействия с ними.
Встретимся в следующий раз на обсуждении темы «Различные методы для создания и выявления требований».

Автор: Nordavind

Источник

Оставить комментарий