Анализ конкурентов. Как не совершать ошибку
Итак, начнем издалека. Что же такое конкурент?
<Википедия> лицо, предприятие или организация, соперничающие на каком-либо поприще, в какой-либо деятельности с другим, соперник </Википедия>
В действительности, конкурент – это тот, кто, при возможности, украдет твои идеи, нагадит в ваш проект в рекламной кампании и сделает все возможные гадости, которые только сможет придумать. Да, грубо, конечно, но это горькая правда. Тот, кто не будет всем этим заниматься – не конкурент. Такую команду можно назвать “дружественной компанией со схожими идеями”. Такие команды зачастую поддерживают весьма теплые отношения, сотрудничают и проводят какие-либо совместные действия по достижению общих целей.
Пример:
Война южно-корейского бренда «*amsung» и бренда из соединенных штатов «*pple».
Прочитав статьи об этом противостоянии можно подытожить: первые стремятся как можно острее кольнуть соперника в своих промо-роликах, а вторые засыпают неприятеля судебными исками, словно бомбами. Своими глазами можно все увидеть в спойлере.
Уже большие, а всё как дети, как говорится. В случае с исками еще куда ни шло, а вот с видео по второй ссылке выглядит глупо. Ведь шарм роликов в откровенном издевательстве над конкурентом, а не в демонстрации действительно замечательного функционала.
«Чтобы внедриться на уже сформировавшийся рынок, нужно делать все на 30% лучше и на 30% дешевле.»
Коносуке Мацусита.
Ошибки в анализе конкурентов и составлении идеи допускают многие молодые команды. VKuznetsova в своей статье «7,5 ошибок стартапа. Ошибка №2: Мой стартап — это UBER для… или почему я не могу описать свой стартап одной фразой?» частично раскрыла эту тему, но со стороны привлечения инвесторов. Мы постараемся более подробно рассмотреть эту ошибку именно со стороны самой идеи, более фундаментально, если хотите.
Большинство стартапов заряжаются хорошей идеей крупного приложения “Х”, придумывают для него одно или несколько расширений и производят на свет такое же приложение “Х” только для определенной категории людей. Назовем его – “Z”. На первый взгляд – все нормально, это рынок, всем людям этой категории нужно своё “Х”. Слепо веря в развитие своей идеи, стартаперы допускают большую ошибку – они не учитывают минусы прототипа “Х” фактическим клоном которого является их детище. Программа “Х” имеет свой ряд минусов, минусы могут быть самые разные от неправильной работы приложения до ошибки в самой идее сервиса. В большой команде приложения “Х” есть целый отряд разработчиков которые исправят, если уже не перерабатывают концепцию. В маленькой группе мощностей на исправление может и не хватить. Почему? – спросите вы. Ответ прост – маленькая команда не изучила отрицательные строны проекта, а просто приступила к созданию клона.
Итак, что же делать с конкурентом, чтобы не выглядеть глупо в глазах людей?
Первое, конкурента необходимо изучить. Досконально, будто вы сами там трудитесь, и постараться спрогнозировать будущее компании, возможные нововведения и всё, что может стать плюсом относительно вас.
Второе, что необходимо сделать, – это понять что можете вы.
1) Необходимо делать работу лучше конкурента
2) Необходимо показать прямое преимущество для конечного пользователя.
Под понятием «прямое преимущество» понимается не стабильность сервера, не совершенство проектирования клиентской части, а то, что будет осязаемо для пользователя. Например, приятный интерфейс, низкая стоимость (как говорил Мацусита), набор функций, отсутствующих у конкурента. То есть ваш продукт должен обязательно учитывать опыт «старшего поколения» и содержать в себе все необходимые исправления. Это будет качественно отличать вас от конкурента – это первое. Расширяя функционал для определенного круга пользователей вы занимаете нишу в которой возможно никого нет – это второе. Далее, необходимо удержать свою нишу. Когда ситуация стабилизируется и у вас будет количество постоянных пользователей, можете начинать заглядываться на рынок на котором господствует конкурент.
Заключение.
Если вы не первооткрыватель в своей нише, вас ждет тернистый путь завоевания потребителя. Предстоит проделать много работы для переманивания пользователей от конкурентов.
Автор: