Что нужно знать владельцам сайтов, чтобы не потерять свой бизнес?
Деятельность бизнеса в интернете все более плотно регулируется со стороны государства. Например, с 1 июля 2017 года увеличились штрафы за незаконную обработку персональных данных на сайте и введен новый порядок применения ККТ.
Мы составили чек-лист по каждому из «болезненных» вопросов бизнеса в интернете: что нужно помнить при регистрации хостинга, домена, покупке прав на сайт? Как соблюдать права интеллектуальной собственности в сети Интернет? Что делать, если с вашего сайта скопировали контент или дизайн? Как избежать штрафов до 300 000 рублей за нарушение ФЗ-152 и 54-ФЗ?
О чем стоит помнить, приобретая хостинг
Договор на хостинг заключается на срок от одного месяца и более, оплата за хостинг должна вноситься регулярно, так как хостинг-провайдеры в автоматическом режиме блокируют неоплаченные сайты и все сервисы, которые с этим связаны.
Договора у хостеров, как правило, «типовые», их не будут редактировать под запросы вашего юриста. Счета высылаются автоматически на почту, указанную при заключении договора.
5 основных вопросов к вашему хостинг-провайдеру
- Какая контактная почта указана в договоре? Заключая договор, укажите несколько почтовых ящиков для получения уведомлений об оплатах, технических работах и т.д. — это сведет к минимуму неоплату из-за «человеческого фактора» (например, отпуска/больничного ответственного специалиста на момент оплаты).
- На кого заключен договор? Лучше заключать его не на физическое лицо, например, системного администратора или IT-специалиста, а на компанию.
- Есть ли лицензии на «Телематику» и «Передачу данных»? Отсутствие этих документов недопустимо.
- Где расположен дата-центр хостинга? Если вы планируете работать на Россию, то и дата-центр должен располагаться на территории РФ.
- Есть ли доступ к панели управления хостингом? Если ранее вам не были высланы доступы (например, по вине разработчиков сайта), то запросите их и организуйте правильное хранение учетной информации. Доступ – это всегда три строки данных: адрес хостера, логин и пароль.
Домен: часть нематериального актива компании
Доменное имя может быть объектом сделок. Его регистрация осуществляется после заключения соответствующего договора с компанией-регистратором. Урегулирование спорных вопросов, осуществляется в рамках российского законодательства.
- Доменные имена .ru, .com, .net и т.д. — это домены первого уровня, они не продаются в обычном порядке. Такие продажи планируется начать только 2020 года.
- Доменные имена второго уровня — это mersedes.com, sk.ru, web-canape.ru, yandex.ru, google.com и т.д.
- Покупая домен второго уровня, вы приобретаете не один домен, а целый кластер: www.vash-domen.ru, vash-domen.ru, test.vash-domen.ru, test2.vash-domen.ru и т.д.
Права на домен дают:
- возможность подключить доменную корпоративную почту;
- создать поддомены третьего и четвертого уровня;
- размещать сайты на вашем домене и его поддоменах;
- продать или подарить доменное имя.
Доменное имя не покупается «навечно» — оно оплачивается ежегодно, иногда срок продления может быть увеличен до 3 лет. Если доменное имя не продлено вовремя, то в течение суток перестанут работать все ваши сайты, почтовые ящики и прочие сервисы, привязанные к доменным именам.
О чем стоит помнить при покупке домена
- Права на хостинг никак не связаны с правами на домен или сайт
- Если даже домен «дается в подарок» при покупке хостинга уточните, кому будут принадлежать права на него, кто является регистратором и что будет, если вы решите переехать к другой хостинг-компании
- Проследите за тем, чтобы домен юридически принадлежал вашей организации
- Своевременно оплачивайте продление
- В качестве контактного почтового ящика администратора укажите e-mail, не привязанный к доменному имени
- Обратите внимание на название домена, оно не должно дублировать или содержать в своем названии чужую торговую марку. Так как ее владелец может у вас такой домен отсудить или запретить его использование в любой момент.
Права на сайт
Сайт может быть создан по одной из следующих схем:
- конструктор — wix, ucoz, tilda и т.д. — вам принадлежит только наполнение сайта, которое вы разместили на шаблоне;
- сайт на базе шаблона на бесплатной CMS, типа WordPress, Drupal, Joomla и т.д. — вам принадлежит наполнение, версия CMS с доработками;
- сайт с индивидуальным дизайном на платной или коммерческой CMS — вам принадлежит лицензия, права на дизайн, права на программные модули, наполнение.
О чем стоит помнить, заказывая сайт
- Обязательно заключайте договор на разработку, даже если работаете с фрилансером или сайт создаете сайт через сотрудника вашей компании
- При заказе сайта уточните вопрос будущих доработок, гарантий и технической поддержки
- Фиксируйте передачу прав на дизайн, содержимое, CMS или программные доработки
- Назначьте ответственное лицо за контроль над информацией, которая будет публиковаться на сайте.
Какие существуют риски
- Нет договора на сайт — нет ваших прав на него. Не удивляйтесь, если увидите полную копию вашего проекта
- Домен и хостинг куплены на вашего сотрудника — есть риск шантажа и требований выкупить эти активы у него
- Неоплаченное доменное имя моментально выкупается, и вы полностью теряете права на него
- С потерей доменного имени вы теряете сайт, корпоративную почту и часть репутации
Что нужно помнить?
- Не использовать фото и тексты, взятые без согласования их владельцев
- Графические материалы нужно готовить самостоятельно или закупать на специализированных биржах
- Следует выяснить заранее, какие у вас есть права на лицензию CMS, на которой разработан сайт
- Убедитесь, что соблюдены все авторские права на использование графического шаблона вашего сайта
Представьте, вы разработали уникальный графический материал, написали интересные тексты, запрограммировали сервисы, разместили все это на своем сайте, а через пару дней наблюдаете, что эта информация скопирована на другие сайты без всякого упоминания о первоисточнике.
Как отстоять свои права
- Ставим на сайте знак Copyright
- Создаем раздел, в котором описываем правила использования материалов с вашего сайта
- При обнаружении копии пишем официальный запрос владельцам сайта на фирменном бланке
- Пишем запросы о нарушении авторских прав в службу хостинга или конструктора, на котором размещается сайт, с просьбой заблокировать проект
- Пишем запросы в Google
- Все письма подкрепляем доказательной базой
- Если не помогает — идем в суд
Уведомление о нарушении авторских прав
Что еще можно сделать
- Регистрируем вновь создаваемые тексты в Яндекс.Вебмастер
- Ставим программный модуль защиты от копирования текстов
- Накладываем водяные знаки на авторские фото
- Вносим в тексты скрытые ссылки, ведущие на ваш сайт
Когда копирование материалов нашего сайта бывает полезным?
- Если скопированные тексты и графические материалы содержат ссылку на ваш сайт
- Если вы продвигаете новую идею или технологию, информацию о которой целесообразно распространить, как можно более широко
- Если вы добавляете свои тексты в Яндекс.Вебмастер, то их воровство будет зафиксировано, и сайт-плагиатор попадет под поисковые санкции
Работа с персональными данными
С 1 июля 2017 года штрафы за нарушение закона повысились. В совокупности штраф может составить до 300 000 руб. Минимальный штраф вырос с 10 000 руб. до 75 000 руб.
Обязательно к исполнению
- Разработать и разместить на сайте раздел с политикой конфиденциальности, в которой вы описываете, какие данные собираются, кем собираются, с какой целью, какая доля ответственности вами принимается по хранению, защите и обработки этих данных
- Ссылка на раздел «Политика конфиденциальности» должна присутствовать на всех страницах сайта
- Во все формы сбора данных нужно добавить галочку «Даю свое согласие на обработку персональных» и активную ссылку на политику конфиденциальности
- Для посетителя, впервые открывшего сайт, разместить модуль с предупреждением о том, что на сайте установлены системы сбора информации из параметров браузера
- Разместить сайт на хостинге в России
- Назначить ответственных лиц и разработать пакет внутренних документов, регламентирующих процессы обработки и защиты персональных данных
Желательно
- Данные из форм сбора информации фиксировать в CMS сайта, а не отправлять на e-mail
- Приобрести SSL-сертификат для доменного имени и настроить работу сайта по защищенному https-протоколу
54-ФЗ: новый порядок применения ККТ
С 1 февраля 2017 года контрольно-кассовая техника должна отправлять электронные версии чеков оператору фискальных данных — новые правила установлены в 54-ФЗ ст.2 п.2.
Юридическое лицо или ИП обязано приобрести фискальный накопитель, подключить on-line кассу, заключить договор с оператором фискальных данных и отправлять чеки в электронном виде в ФНС через оператора фискальных данных.
Схема работы online-оплаты согласно новому закону
- На сайте формируется заказ, который передается на оплату.
- Оплата происходит на стороне эквайринга (robokassa, yandex-касса, payanyway и т.д.)
- Эквайринг передает информацию об оплате в online-кассу, которая формирует электронный чек
- Электронный чек подтверждается у оператора фискальных данных
- Подтвержденный чек фиксируется в фискальном накопителе, высылается покупателю на e-mail и заносится в базу оператора фискальных данных
1 или 2 раза в сутки все электронные чеки выгружаются в базу данных налоговой инспекции.
Что будет, если проигнорировать закон?
- Штраф за каждую оплаченную, но не подтверждeнную online-чеком сделку — 10 000 руб.
- Штраф — 10 000 руб., если подключенная online-касса не соответствует стандарту
- Торговля без online-кассы — 30 000 руб.
Кого закон не касается до 1 июля 2018 года?
- Тех, кто имел право работать без контрольно-кассовой техники
- Тех, кто продает товары народных промыслов и имеет статус «народный промысел»
- Продажа газет, журналов и прочих периодических изданий
- Реализация предметов религиозного культа
Хотите узнать больше?
3 августа в коворкинге «Сколково» пройдет семинар «Интернет и закон: что нужно знать владельцам сайтов, чтобы избежать штрафов до 300 000 руб.» при участии экспертов в области юриспруденции и веб-разработки.
Приглашаем руководителей инновационных и технологических компаний, стартаперов, специалистов отдела продаж, маркетологов и специалистов в области IT. Участие бесплатно, регистрируйтесь по ссылке >>
В завершении семинара спикеры ответят на конкретные вопросы, связанные с вашим бизнесом, прокомментируют возможные риски, дадут советы и рекомендации.
С уважением, компания WebCanape
Автор: