Тайная жизнь мейкеров и хакатонщиков
На днях встретилась с замечательным человеком — Zentelechia Юрой Зубаровским (стартапер в сфере хардверных технологий). Он провел два дня в кругу инженеров, хакеров, дизайнеров, биологов и маркетологов. Поделился со мной тем, чему научился и что девушки тоже нужны в хардеврных проектах.
Что такое хакатон?
- Хакатон – это инновационный способ сгенерировать новые идеи.
- Хакатон – это непрерывная работа (в формате 24 или 48 часов) над своей идеей, прототипом, бизнес-планом проекта и финальной презентацией перед экспертами.
- Хакатон – это площадка, которая объединяет специалистов из разных технических, экономических, креативных и управленческих областей.
- Хакатон – это новый способ вовлечения и создания сообщества мейкеров и стартап-культуры.
- Хакатон – это альтернатива лекциям, конспектам, сериалам и праздным выходным.
- Хакатон – это tech-фитнес, техническая и предпринимательская прокачка мозгов.
Как это все происходит?
Все начинается с того, что ты регистрируешься на любой хакатон — AngelHack, Hack for People {Hardware}, HackDay и другие. Я поучаствовал в одном из них.
Первый день — это нетворкинг. После презентации проектов, люди которые пришли одни и без идей — стали разбредаться по командам. Ко мне многие подходили, интересовались и задумывались присоединиться, и в итоге, я заполучил Вадима — который занимался продажами и хорошо разбирался в маркетинге — как раз то что нужно для хакатона. Ведь мало просто собрать устройство, его еще требуется грамотно «упаковать» с точки зрения целевой аудитории и презентовать жюри в конце.
Мы разделили обязанности: я делаю прототип, Вадим отвечает за целевую аудиторию и формирование презентации. Он опрашивает присутствующих девушек, выявляя требования к браслету и идентифицируя модель покупки, а также, параллельно, погружая их в идеологию самого продукта. Для нас было важно, чтобы максимальное количество участников и членов жюри прониклись идеей браслета за предстоящие два дня. Вадим с этой задачей отлично справился.
В команде нужно разделить обязанности. Художники, дизайнеры, инженеры, программисты, маркетологи. Каждый делает то, что он умеет. Но все равно мы работаем как одно целое.
При создании прототипа были приняты следующие положения:
- Прототип должен иметь форму браслета
- На презентации, он должен работать автономно, без проводов питания
- Прототип должен быть максимально компактным
- Передаваемое ощущение — легкое скольжение пальцем по поверхности кожи
- Амплитуда и скорость передаваемого ощущения — должны быть идентичны скольжению пальца по сенсорной поверхности
- Сенсорной поверхностью должна являться сама пластиковая поверхность корпуса
.
С точки зрения технической реализации, на тот момент прототип представлялся следующим:
- Arduino Pro Mini
- Bluetooth модуль HC-04
- Мелкая серва (нашел самую мелкую из доступных на тот момент, весом 1.7гр)
- Сенсорная поверхность, сделанная из двух алюминиевых лепестков и библиотека CapSensе, которая позволяет оценивать процент перекрытия лепестка пальцем, за счет измерения емкости конденсатора, образованного системой — «лепесток-палец» и тем самым определять положение точки касания поверхности.
- Питание предполагалось от двух литиевых таблеток cr2032
Идея – это одно дело. Совершенное другое – прототип. Здесь уже и Bluetooth модуль, и литиевые таблетки, и смартфон, и серва, пайка и 3-D принтеры.
Bluetooth-модуль общается со смартфоном, который в свою очередь через сервер соединён со смартфоном обладателя второго браслета. Программу для смартфона предполагалось изначально состряпать на Tasker+Python (SL4A) (там есть пример bluetooth-чата, который можно было практически полностью использовать), но во время хакатона один из участников показал APP INVENTOR (для тех кто еще не в курсе — это визуальный инструмент от MIT, который легко и быстро позволяет создавать полноценные программы под Android — appinventor.mit.edu)
Бэк-энд изначально предполагалось сделать на Meteor-e (да-да, это конечно изврат, но его реактивность меня всегда подкупала), но в итоге пришлось отказаться от бэк-энда и сосредоточится на самом прототипе и программе для смартфона. Сделал простенькую программу, с помощью которой можно было подключиться через bluetooth к браслету, и водя пальцем по руке на экране — перемещать серву.
Здесь сразу забываешь слова «Я не умею», «Я не могу». Тебе дается 48 часов. Берешь и делаешь: гуглишь, ищешь команду, зарываешься в умные книжки или хабр. Но в итоге все равно делаешь.
Раньше, я практически никогда не паял. Все идеи тестировались на макетных платах, скрутках и готовых компонентах. Но тут пришлось. Во первых все нужно было втиснуть в небольшой объем, чтобы прототип не выглядел совсем уж монструозно — поэтому пришлось пообрезать все разъемы и паять (месяц спустя освоил ЛУТ и начал экспериментировать с гибкими печатными платами на основе полиимида ).
Корпус браслета хотел изначально запроектировать и распечатать на 3D-принтере, но в процессе понял что все мне просто не успеть (для начала нужно было закончить сборку электроники, чтобы получить окончательные внутренние размеры корпуса браслета и смоделировать изящные очертания корпуса). И очередь на 3D-принтеры была огромной (хоть их и было 3 штуки — команды не теряли времени и отрабатывали итерацию за итерацией новые версии корпусов, деталей и компонентов своих устройств). В какой-то момент, Дамир (один из участников хакатона, пофессионально занимается созданием роботов) сказал: «Что же ты мучаешься, используй полиморфус». Съездили в Чип и Дип, купили полиморфус и Дамир помог сваять корпус. Супер материал — разогрел в воде, размял, слепил то что тебе нужно и после охлаждения получил прочный и приятный на ощупь пластик. Выглядело, конечно, чудовищно, но для хакатона самый раз.
Ремешок я взял уже готовый — кто-то тренировался в 3D-печати и он нам вполне подошел. Ремешок стал самой красивой частью прототипа. И самой недолговечной — его постоянно хотелось теребить в руках и он быстро потрескался и развалился.
За 48 часов нужно разработать бизнес-стратегию, найти конкурентов, проанализирвоать рынок, ЦА, готовиться к питчу.
Вадим, в это время, изучал конкурентов — искал и анализировал аналогичные проекты. Сходу нашли три браслета, которые очень близко отражали нашу концепцию, но имели, как нам казалось, одно существенное отличие. Tactilu.com, Taptap.me и bond-touch.com Все заявили о себе примерно 2 года назад. Были кампании по сбору средств на kickstarter-е, достаточно успешные, однако потом наступала какая-то тишина — ни пресс-релизов, ни новостей, ни упоминаний в Интернет. Я сразу написал основателям двух проектов письма, с вопросом о состоянии и причинах затишья. Но ответа не получил.
Время близилось к презентации. Вадим усиленно накачивал себя какой-то задорной музыкой перед выступлением. Команды взбудоражено допиливали свои детища. Неожиданно выявилась проблема с прототипом — перестало работать герконовое реле (так и не понял что с ним случилось), которым подключали питание к серве, когда она должна была двигаться. А так как серва даже без движения потребляет ток удержания и достаточно значительный для литиевыех батареек, очень скоро прототип начал замирать сразу после включения питания. Свежие батарейки мгновенно высасывались. К началу нашей презентации прототип не функционировал. Я просто держал браслет в руках, а Вадим рассказывал жюри историю.
Хакатон сделал свое дело — я зажегся идеей, познакомился с кучей интересных людей и наметил вектор дальнейшего развития проекта. По прошествии недели встретился с создателем браслета Taptap.me. На днях у них стартуют продажи — продукт сделали потрясающий — теперь понимаю, какую для себя надо ставить планку. Еще все впереди.
На Хакатон можно и нужно приходить девушкам-инженерам, дизайнерам, программистам, маркетологам — все зависит от ваших компетенций. Хардверные проекты — это круто!
Автор: hack_sherlock