Рынок IT-стартапов в ритейле: ожидания инвесторов и крупных заказчиков на примере ФРИИ и X5 Retail Group

Ещё неделю — до 6 марта — IT-стартапы могут подать заявку в 12-й Акселератор и получить pre-seed инвестиции. Ритейл — один из отраслевых треков 12-го набора, в феврале мы провели мероприятие с участием партнёра X5 Retail Group, где представители компании рассказали, какие стартапы им интересны, и как они готовы работать с ними.

image

По итогам мероприятия публикуем материал о перспективных сферах для инвестирования в ритейл-стартапы по мнению ФРИИ, объёме венчурных инвестиций в этой сфере, а также о том, стартапы в каких направлениях интересны X5 Retail Group, и как компания готова работать с ними.

Никита Юрьев, инвестиционный менеджер ФРИИ, — о развитии отрасли ритейла в мире и венчурных инвестициях в IT-стартапы

image

Во ФРИИ я отвечаю за инвестиции в IT-компании в сферах ритейл, образование и интернет вещей на стадиях seed (до 25 млн рублей) и round A (до 324 млн рублей), которые по итогам Акселератора показали хороший рост, а решение имеет конкурентные преимущества (технологические или организационные, например, за счёт накопленных данных). Также желательно, чтобы у решения был международный потенциал, и оно имело синергию с текущим портфелем ФРИИ.

В 2015 году мировой оборот отрасли ритейла составил 22,6 триллиона долларов, при этом вложения крупных компаний из традиционного ритейла в решения IT-стартапов на протяжении многих лет сохранялись на низком уровне. Сейчас ситуация меняется — крупные игроки ритейл-рынка обращают свое внимание на стартапы сектора retail-tech.

image
На графике — инвестиции в сектор in-store от венчурных инвесторов на ранних стадиях

По данным CB Insights, мировой рынок инвестиций в технологии для офлайн-ритейла растет. В 2016 году инвестиции в сектор in-store в целом превысили прогнозируемый максимум и составили более $800 млн. Только за последние два года общемировые инвестиции в retail-tech стартапы составили более 2,3 млрд долларов (по данным Tracxn).

image
Инвестиции в e-commerce от венчурных инвесторов на ранних стадиях

Инвестиции в e-commerce сокращаются, инвесторы «остыли» к этой сфере, — это объясняется тем, что сфера уже достаточно насыщена. На рынке появились настолько большие игроки, что вывод нового e-commerce стартапа на рынок теперь сопряжен со слишком большими капитальными затратами, поэтому венчурные инвесторы с осторожностью смотрят на новые стартапы в e-commerce.

Одновременно растет количество и технологическое разнообразие новых стартап-проектов, решения которых могут быть применимы в ритейле. Карта IT-стартапов в ритейле с разбивкой по тематикам:

image

Самый интересный сегмент для инвестиций здесь — сервисы, которые помогают оптимизировать работу в магазине, их в мире достаточно большое количество.

image

За последние несколько лет более $3 млрд было вложено в сферы, выделенные на карте выше. Часть сервисов помогают отслеживать поведение пользователей, показывать нежелательные действия, такие как кражи. Еще часть — сервисы, которые помогают с расстановкой товаров на полках, с мерчендайзингом: анализируют по поведению пользователей, как с наибольшей выгодой для розничной точки правильно расставить товар. И третья часть — это сервисы, которые помогают общаться с пользователями: дисплейная реклама и реклама, которая подстраивается под поведение пользователей.

Крупнейшие сделки за 2016 год

image

Больше всего инвестиций было вложено в следующие направления:

— «умные» кассы и сервисы, интегрированные с POS-терминалами — Lightspeed, Yunnex, Shopkeep, Fivestars;
— сервисы, которые помогают отслеживать в онлайне товар в магазине и получать информацию о том, что купил посетитель — Retail Next, PlaceIQ;
— сервисы аналитики, которые связывают покупки пользователя в онлайне с оффлайном и поведением пользователя в магазине — Zenreach, NewStore, Fivestars;

Куда движется рынок

image

Следующий этап развития интеллектуальных сервисов — не только собрать и проанализировать информацию, но и сделать на её основе предиктивный анализ: какой ассортимент будет интересен пользователю в ближайшее время, как оптимизировать выкладку товара для увеличения объемов продаж в ближайшем месяце и так далее. Больше 670 млн инвестиций было вложено в стартапы сегмента Artificial Intelligence для ритейла за последние несколько лет.

Сделки и выходы из IT-стартапов в ритейле

image

Большую часть инвестиций в retail-tech делают всё-таки технологические компании, а не традиционные ритейлеры. Ритейл-компании в будущем скорее можно рассматривать не как инвесторов или покупателей IT-стартапов, а как клиентов, которым эти стартапы в первую очередь продают свои решения. В успешные компании в этой сфере всё же, скорее, вложатся технологические гиганты вроде Google и Amazon.

Ритейлерам нужен скорее продукт, чем оптимизация процессов. Ритейлеры в первую очередь покупают готовые решения, чтобы встраивать их в свою линейку продуктов. По данным CB Insights, в 36% случаев компании в ритейле рассматривают покупку IT-решений стартапа, чтобы фактически аутсорсить свой отдел разработки.

Развитие отрасли в России

image

Российский рынок пока не очень развит — в ритейле происходит порядка 4-6 сделок в год. Но в целом даже российского рынка достаточно, чтобы ритейл-компании и IT-стартапы в этой сфере активно развивались. Торговля занимала 11% от вклада в ВВП страны в 2015 году, в стране есть сотни тысяч компаний мелких, средних и крупных, которым стартапы могут помочь оптимизировать деятельность.

Вадим Капустин, директор по стратегическому маркетингу и планированию X5 Retail Group — о технологиях, интересных компании

image

X5 Retail Group на сегодняшний день — это более 9 тысяч магазинов в четырёх форматах («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель», магазины «у дома» с различными брендами), около 1 трлн рублей годового оборота.

X5 Retail Group — партнёр ФРИИ по отраслевому треку ритейл 12-го Акселератора. Обозначим, стартапы в каких областях интересны компании.

5 типов инноваций по X5 Retail Group

image

X5 Retail Group видит возможности для внедрения инноваций в пяти сферах бизнеса. Решения стартапов могут применяться в следующих областях.

1. Бизнес-процессы, в которых компании может быть интересно сотрудничество со стартапами, — это, например, роботизация в логистике и внутри магазина.
2. Услуги и сервис — в магазине и внутри цепочки поставок.
3. Бизнес-модели, которые могут изменить лицо ритейла — такие как у Google Express и UBER. Когда кто-то входит между ритейлером и покупателем и меняет бизнес-модель, ритейлер остаётся в стороне, крупным ритейлерам бы этого не хотелось.
4. Технологии — лежат в основе всех этих направлений.

Если посмотреть бизнес ритейлера изнутри — технологии стартапов могут быть внедрены на одном из этапов цепочки создания ценности в ритейле.

image

1. Поставщики — от «фермы» до полки и покупателя. На западе всё идет к тому, что ритейлер хочет знать, где, когда и в каких условиях произведен конкретный товар.
2. Планирование — спроса (предсказывать, сколько, где и чего продадим), мощностей (магазины, логистика), запасов.
3. Хранение и доставка — распределительные центры и транспортировка.
4. Магазины/интернет-магазины, покупатель — Big Data и предиктивная аналитика. Не только понимать, какие есть методологии и технологии сбора аналитики, но и получить полезные для ритейлера данные.
Технологии, которые могут использоваться на данных этапах цепочки поставок, — выше на схеме.

Бизнес-потребности X5 Retail Group

image

1. Автоматизация, роботизация, оптимизация процессов — внутри распределительных центров, доставки и внутри магазинов. Пока ещё огромное количество процессов ритейлера завязаны на людях и дорого стоят. В магазинах на Западе уже начинается замещение роботами, мы скоро к этому придём. Также компания нанимает и обучает более 50 тысяч людей в год, поэтому очень интересны решения в области HR, которые оптимизируют или автоматизируют процесс найма, понимания навыков, возможностей и компетенций кандидатов.

Пример: в 2012 году Amazon приобрёл компанию Kiva Systems. Сегодня Amazon уже не нужны распределительные центры с широкими проездами, так как товары возят роботы. 50-70% времени в типичном распределительном центре тратится людьми на поиск товара, Amazon за счёт роботизации этого процесса сократили себестоимость труда в РЦ на 30-40%, и каждый заказ могут исполнять в 6 раз быстрее.

2. Мобильные и цифровые технологии. В мире уже работают технологии check-out, когда люди приходят в магазин и сканируют QR-код с помощью мобильного телефона — покупают товар, минуя кассу. Технология распознавания изображений позволяет определить наполняемость полок. Магазин через камеры распознает корзину покупателя и товары на полках, видит, откуда клиент берет продукты и какие, знает цену продуктов.

3. Big Data, аналитика и персонализация. Интересны любые решения, которые помогут не просто собирать данные по всей цепочки поставок, но и анализировать и оптимизировать процессы от «грядки» до покупателей.

4. Омниканальность. Всё, что касается интернет-продаж. Ритейлеры хотят понимать, что хочет клиент, когда, готов ли платить, и соотносить действия клиентов в оффлайне с действиями в онлайне.

Формат работы ритейлера со стартапами в рамках Акселератора

X5 Retail Group готова делиться со стартапами знаниями об отрасли, оценивать применимость идей стартапа, помогать компаниям развиваться, определять потребность рынка в продукте и пилотировать интересные для X5 Retail Group решения. Условия успеха — бизнес-кейс с цифрами по увеличению продаж и снижению затрат X5 Retail Group.

image
Цель работы стартапа с крупным партнёром — выйти в пилот, получить обратную связь от партнёра, сделать так, чтобы партнёр получил ценность, и доказать это в цифрах.

В качестве резюме

X5 Retail Group интересны продукты или сервисы, которые:

— помогают сделать традиционные покупки более быстрыми и комфортными,
— персонализируют процесс обслуживания клиентов и собирают данные о потребительской корзине,
— оптимизируют логистику и/или работу торгового зала,
— увеличивают конверсию за счет сочетания онлайн и офлайн-каналов продаж.
— позволяют самостоятельно покупать товары с помощью мобильного телефона (self-checkout) и не стоять в очереди,
— интеллектуальные программы лояльности, возможные благодаря анализу ранее совершенных покупок на основе технологии больших данных и машинного обучения.

Подробнее послушать о работе ФРИИ и Акселератора, посмотреть питчи ритейл-стартапов с рынка и самое главное — послушать представителей X5 Retail Group и других ритейл-компаний можно на видео:


Акселератор ФРИИ — трёхмесячная программа ускоренного развития стартапов в сферах IT, интернет и мобайл, которую ФРИИ запускает, чтобы помочь компаниям построить масштабируемый бизнес и быстрее вырасти до следующих раундов инвестиций. За три месяца основатели при помощи пула экспертов подтверждают ценностное предложение, проверяют жизнеспособность бизнес-модели, ставят продажи на поток и пробивают потолок роста.

Отраслевой трек Акселератора — шанс для стартапа познакомиться с представителями крупных компаний-стратегов и ускорить запуск совместного пилота. Эксперты смотрят финальный список компаний, которые прошли отбор, и выбирают, с кем из них хотят пообщаться. Представители компании также встречаются с некоторыми основателями стартапов лично на предмет взаимного интереса и потенциальных пилотов. У IT-стартапов из сферы ритейла, которые пройдут отбор в 12-й Акселератор, будет возможность протестировать бизнес-гипотезы на потребительской базе X5 Retail Group с обезличенной информацией о более чем 3 млрд покупок.

Подать заявку в 12-й Акселератор можно до 6 марта 23:59 Мск — для этого нужно заполнить анкету, пройти online-консультацию с экспертом Преакселератора и принять участие в отборе.

Автор:

Источник

Оставить комментарий