Что я рассказал бы себе о стартапах, если бы мог вернуться на 5 лет назад
Вот что я бы рассказал себе о стартапах, попади я в прошлое на пять лет назад, когда только начинал. По сути это то, чему я научился за прошедшее время. И уж точно это никакие не рекомендации или советы, а «ты» здесь обращено к себе самому, так что читайте как «я». Стиль изложения вольный (прим. переводчика — как и стиль перевода :) ).
1. Ничего не получится, если пытаться делать слишком много и сделать это слишком поздно. Старательно избегай этого
2. Над этой же идеей прямо сейчас кто-то уже работает. И, в общем-то, это не так плохо
3. Никогда не подписывай NDA, пока не услышишь о чём вообще речь
4. Нравится тебе это или нет, но большинство социальных связей в Лондоне основаны на выпивке. Смирись и прими, сумев избежать постоянного похмелья
5. Люди, которые действительно чего-то добились — это не те, кто постоянно бухает
6. Линейный рост может быть хуже, чем вообще никакого роста
7. Большинство людей, которые говорят о скором провале, этим вообще не занимаются
8. Легко обманывать себя, будто ты «заботишься об интересах пользователей», хотя на самом деле ты пытаешься найти способ заставить их согласиться с тем, над чем ты сам хочешь работать
9. У всех есть заначка с доменами, которыми они так никогда и не пользовались
10. Легко быть крайне категоричным и на все идеи отвечать: «Это не получится, потому что …» Это — просто лень, не делай так
11. И ещё раз, не делай так — особенно в разговоре с людьми, которые не в теме. Потягайся с теми, кто шарит
12. Тяжело слушать, как кто-то продвигает идею, за провалом которой ты уже не раз наблюдал, и оставаться сфокусированным на работе — особенно, если там всё же есть что-то новенькое и интересное
13. Быть хорошим разработчиком — не то же самое, что уметь доводить дело до конца. Я всегда предпочту первым вторых
14. Споры какой язык/фреймворк самый крутой — это весело, но в жизни есть вещи поважнее
15. Хороший разработчик может освоить нужный язык или платформу за пару недель
16. Я до сих пор не встречал настоящих инвесторов
17. Ведение постоянного учёта выполненной работы может очень утомлять — и не даёт искренне радоваться настоящим победам
18. Трудно создать продукт, если не набил шишек на проблеме, которую он решает
19. Очень опасно уделять больше внимания самому продукту, чем проблеме, которую он решает
20. Ты можешь обходиться без понимания, как работают хэш-таблицы, но наконец-то разобраться в них — это реально клёво
21. Та же история с нотацией большого О
22. Полуночные подвиги маленького красноглазика — не такое уж достижение. И всё равно «Социальная сеть» отличный фильм
23. Я всё ещё не понимаю PR
24. Большинство технических проблем — фигня по сравнению с задачей продвижения продукта до конечных пользователей
25. Заниматься тем, что нужно людям — куда менее познавательно, чем заниматься тем, чего хочешь ты сам
26. Однако, твоего хотения недостаточно, чтобы это могло стать бизнесом
27. Если у тебя нет непосредственного знания индустрии, то у тебя совершенно ошибочное представление о том, как там всё работает, какие проблемы существуют и как их нужно решать. Поговори с людьми
28. Реклама — вот что прикончит любую бизнес-модель
29. «Мы монетизируем данные» — вот это теперь реклама
30. В итоге, люди, с которыми ты хочешь работать — те, кто всегда интересуется, чем тебе помочь. Бери с них пример
31. Но не стесняйся проявлять инициативу и сам просить помощи. Большинство людей пойдут тебе навстречу. Встретишь кого-то важного и влиятельного — познакомься
32. Умей отказывать людям, просящим сделать скидку их интересным проектам, на которые у тебя нет времени
33. Дважды подумай о том, что сделает бизнес успешным, но при этом отобъёт твой интерес к самому продукту
34. Вести блог, колонку в журнале, писать книгу — это здорово
35. И не парься по поводу каментов к написанному, всегда найдётся кто-то недовольный, кому не понравится хоть одно единственное предложение
36. Один тролль может перечеркнуть сотню положительных контактов, так что гони их мокрыми тряпками из своего коммьюнити
37. Если за чашечкой кофе ты кому-то прожужжал все уши своей идеей, предложи ему сделать то же самое
38. Обещай сделать только то, что действительно собираешься сделать. Легко заслужить репутацию человека, который не держит слово
39. Показывай, а не рассказывай. «Я собираюсь сделать оттакенную крутую штуку!» — ГОРАЗДО менее интересно, чем: «Да я тут слабал на скорую руку такую вот хреновину». Каждый, блин, собирается что-то сделать — никто не делает
40. Создавать что-то — это офигенно, не позволяй себе завязнуть в тезисах «Lean Startup Landing Page»
41. Lean Startup (прим. перев. — theleanstartup.com/) крут, но это памфлет, а не книга. Достаточно прочитать первые несколько глав, чтобы уловить суть. «The Four Steps to the Epiphany» (прим. перев. — Стив Бланк. Четыре шага к озарению) более техническая и в целом более полезная книга
42. Большинство советов про стартапы ужасны, а хорошие советы это обычно нечто очевидное. Все будут давать тебе различные советы, доверяй своему нутру
43. Кроме тех случаев, когда речь идёт о потребностях твоих клиентов — тогда усмири своё нутро и верь им
44. Никто ещё не пользовался банкоматами с биткоинами из практических соображений
45. Делай черновые прогнозы для любой потенциальной бизнес-модели, с которой сталкиваешься, просто чтобы прикинуть достаточная ли у неё рыночная аудитория — с точностью до нескольких порядков
46. Легко начать на автомате отшивать всех, кто начинает разговор со слов: «Я ищу технического сооснователя». Так ты теряешь возможность поговорить с интересными людьми. Просто в начале разговора давай ясно понять, что ты — не этот сооснователь, чтобы никто потом не чувствовал, будто потратил время впустую
47. Пытаться поднять бабки и попасть в бизнес-акселератор это полноценная работа. Ты либо делаешь продукт, либо охотишься за деньгами. Не всё сразу. Сомневаешься на чём сосредоточиться — выбирай работу над продуктом
48. Решение множества, множества проблем не лежит в сфере технологий. Что не мешает людям пытаться решить их с помощью приложений
49. Фейсбук не для тебя, а для Васи Пупкина, не трать там время
50. То, над чем ты ржал на хакатоне, может ещё переживёт всё, что пытаешься сделать ты
51. Если и есть люди, которым нравятся постоянные провалы, то я их не встречал
52. Идея не считается твоей, пока ты её не реализовал. А то я — тот самый чувак, который изобрёл фейсбук, Nest и Oculus Rift
53. Люди не крадут идеи. Делись ими со всеми. Никогда не проси подписать NDA до того, как расскажешь идею, так ты утратишь доверие
54. Быть друзьями — не значит суметь успешно работать вместе
55. Маленькие команды могут продвигаться очень быстро, будь осторожен, набирая новых людей в проект, которому важна гибкость
56. Быть многозадачным — не вариант, потери на переключение между задачами высоки, занимайся чем-то одним и делай это как можно лучше. Разберись со всем, что тебя отвлекает
57. Прочитай все статьи Пола Грэма
58. Техническое новости (да и вообще новости) уступают книгам и общению по соотношению затраченного времени и полезной отдачи
59. Прочитай Founders Stories, Fooled By Randomness и The Four Steps to the Ephiphany
60. В начале логотип не играет большой роли, придумай простой текстовый логотип, который можно использовать и в других проектах
61. Если только возможно, открой исходники и приветствуй любые сторонние проекты. Сейчас или позже, но благодаря этому ты заведёшь новые знакомства с интересными людьми
62. Постоянно вкалывать по 12 часов — плохая идея. Если такое случается часто, думай, как оптимизировать работу
Примечание переводчика:
О найденных ошибках прошу в личку.
Как и обещал автор, слог у него и правда нетривиальный, так что я старался передать настроение и смысл, не заморачиваясь на дословном переводе.
Автор: Iceg