Из хакера в маркетологи: Чему можно научиться за год работы
В прошлую пятницу был ровно год, как я забросил свою восьмилетнюю карьеру разработчика и системного администратора для того, чтобы заниматься маркетингом. В школе и колледже я сам закрывал все расходы за счет своих знаний в области технологий, которые по большей части были связаны с Интернетом.
Для этого от меня особо ничего и не требовалось: подготовить почтовую рассылку или провести собеседование. Подобные навыки – это один процент от умений специалиста, занимающегося маркетингом и работой с большой аудиторией. Именно в этом я и решил разобраться.
За время работы в Boxee я решил, что хочу возглавить свой собственный стартап. Как и многие другие люди, строящие опасную, но определенно интересную карьеру в данной сфере, я долго сдерживал свои предпринимательские амбиции, но поработав на начальника-программиста, понял, что могу сделать большой вклад, привнеся свое видение и культуру в рабочий процесс новой компании.
Тот факт, что я абсолютно не владел какими-либо знаниями в сфере продаж и маркетинга, заставил меня моментально приступить к изучению данного предмета – руководство компанией с нулевыми навыками в этой области было бы просто безответственным шагом с моей стороны. Для начала я присоединился к команде Twilio в качестве IT-евангелиста, что позволило мне поработать с одним из лучших маркетологов в стране. Я продолжил писать код, но при этом занимался и подготовкой презентаций. Я был уверен в том, что работа бок о бок с экспертами в данной области поможет мне развить в себе еще и управленческие качества.
Проработав год на этой должности, я разобрался в «кухне» происходящего в сфере маркетинга и сделал для себя парочку выводов:
Маркетинг – это чертовски сложная работа
Как и у многих людей, которые занимаются творческой деятельностью, во мне глубоко укоренилась неприязнь к маркетингу. Я считал, что под фразой «soft skills» скрывается достаточно простая работа: без апокалиптических дедлайнов или материальной ответственности за «кривую» реализацию проекта. Я не помнил, чтобы рядом со мной сидел маркетолог, когда мне нужно было сделать бекап сервера или «поднять» боевую базу данных. Одним словом, не работа, а просиживание штанов.
Я быстро понял, что подобная точка зрения напоминает предположение о том, что веб-разработка не представляет особой сложности, если заниматься ей на чем-то вроде Squarespace. Конечно, моё отношение сформировал плохой маркетинг: плохих маркетологов так же много, как и плохих разработчиков.
Как оказалось, хорошие маркетологи встречаются редко, и их куда сложнее найти, как и хороших программистов – работу таких людей очень сложно заметить. Хороший маркетинг, как и хороший код – это продукты, в которые нужно вкладываться: тратить многие часы, корпеть над деталями и разумно применять свой опыт работы.
В споре побеждают данные
Когда мы с коллегами обсуждаем какую-то часть кода или определенный вопрос архитектуры, мы часто спорим и ссоримся, не приводя каких-либо доводов, подкрепленных данными. В таких ситуациях я предпочитаю проверять гипотезы и предоставлять сравнение результатов, делая то или иное решение гораздо более очевидным.
Иногда я оказываюсь прав, иногда – нет. Практика тестирования гипотез для проверки своего чутья – мой ежедневный метод работы на должности IT-евангелиста. Как оказалось, подобные практики используют все опытные маркетологи. «Все завязано на цифрах», – скажут мне люди, словно подводя к неизбежной трате времени на работу с таблицами и формулами. А потом мне будут говорить о том, что любую формулу можно скорректировать в угоду желаемого исхода эксперимента, ну и предложат «не грузить» разработчиков примерами, ибо им хватит и обыкновенной документации, чтобы во всём разобраться.
На практике такой подход не работает. Маркетинговые данные четко показывают «живучесть» того или иного решения, особенно когда работа ведется в Интернете, и требуется не так много сил для поиска нужной информации. Люди с техническим образованием выделяются при выполнении подобных задач и достигают впечатляющих результатов, используя свои навыки и способности.
Планирование – базовый навык
В первые месяцы работы на должности IT-евангелиста самым серьезным испытанием для меня стало планирование встреч. Когда я занимался разработкой, я даже не думал о чем-то подобном. Обычно все ждали, пока я закончу свои дела – люди сами приходили ко мне. В маркетинге необходимо действовать иначе – управлять внешними силами и формировать правильное впечатление, разъясняя свою точку зрения нужным людям в нужное время. Никто не будет ждать, пока я закончу разработку механизма авторизации или разберусь с багами.
В Twilio мне каждый день приходилось бегать туда-сюда по Манхеттену. Количество контактов в записной книжке увеличилось в 2 или в 3 раза. Я никогда не отличался хорошим планированием встреч, но когда это стало жизненно важной задачей, я понял, что абсолютно в этом не разбираюсь.
Общение – ключ к успеху
Я не считаю себя харизматичным и общительным человеком. Несмотря на то, что я играл в группе и провел приличное количество технических презентаций, я не чувствовал тяги к подобным вещам, и мне приходилось много работать над собой. В IT-евангелизме данные навыки являются ключевыми, и к моему удовольствию, это то, что ты начинаешь делать лучше, постоянно практикуясь. Здесь нет никаких секретов. Спрашивайте людей, над чем они работают, общайтесь на равных и будьте самим собой.
Это сложно, как и изучение Erlang, и ошибаясь, вы будете ощущать похожее чувство недовольства собой. В «прокачке» данных навыков вам поможет только практика и упорство.
Вы можете повлиять на многое
Я долгое время считал, что чтобы как-то изменить положение дел, мне хватит и текстового редактора. С его помощью я смогу значительно повлиять на жизни людей, разработав хорошее ПО. Я до сих пор считаю, что разработчики – двигатель любого стартапа, но и остальная команда не сидит на месте.
На одном из фестивалей SXSW я повстречался с программистом из Лос-Анджелеса по имени Уил. Он оценил мою футболку Twilio и рассказал, что работает над приложением, позволяющим людям создавать одноразовые телефонные номера, чтобы использовать их для создания постов на Craiglist. Его рассказ вызвал у меня желание узнать о дате выхода проекта в свет и поторопить коллегу – я действительно считал, что подобный проект пригодился бы значительному числу пользователей Craiglist.
Несколько месяцев спустя команда Уила выпустила приложение и анонсировала его на HackerNews. Востребованность приложения была невероятной, и всего через пару дней после запуска оно помогло парню из Портленда поймать вора, укравшего его велосипед.
После запуска я получил благодарность от Уила за то, что подтолкнул его в правильном направлении. Правильная информация, поданная в нужное время, способна подбодрить и сподвигнуть команду завершить работу над отличным проектом. Немного слов поддержки в нужный момент помогли команде создать то, чем они по праву гордятся, и дать людям необходимый продукт. Чувство удовлетворения, которое я испытал, видя успех команды по телевизору в новостях, было безмерным.
Я видел множество возможных вариантов развития событий, начиная свою работу в сфере маркетинга, но я не ожидал, что эта работа настолько стоящая.
Анонс:
Рынок онлайн-маркетинга и рекламы – один из крупнейших в российском Интернет-бизнесе. Одно из наших приоритетных направлений – сегмент programmatic marketing (автоматизация операций по продаже и покупке онлайн-рекламы).
Преакселератор ФРИИ поможет вам подготовиться к набору в наш Акселератор.
Автор: frii_fond