«7 Принципов юзабилити от Джесси Хауслера» — краткая выжимка из статьи
На днях мое внимание привлекла одна статья от Джесси Хауслера, который является главным специалистом по юзабилити в компании Salesforce. В статье он написал про 7 принципов юзабилити, который должен знать каждый дизайнер.
Дело в том, что владельцу любого веб-сервиса необходимо лучше понимать важность юзабилити и дизайна. Сегодня подавляющее большинство компаний упакованы отвратительно, не говоря уже про юзабилити и внутреннею структуру продукта.
Конечно, легче купить готовую тему за 20$ с сайта Bootstrap и не париться.
Да, я сам так делал и делаю сегодня, когда это целесообразно. Например, когда вы тестируете свою идею и запускаете пробный продукт, что бы прощупать спрос. Напомню, что первая версия нашего виджета была построена на купленной теме и это нормально. Сейчас, разумеется, мы создали все с нуля и я вложил свою душу в проектирование личного кабинета, что бы им было легко и просто пользоваться. Кстати, как раз расскажу о тех ошибках, которые я совершил при разработке.
Это не дословный перевод, а краткая выжимка основных тезисов, которые показались мне самыми важными.
Итак, начнем:
1) Правила юзабилити не мешают изобретать новое и раздвигать рамки принятого.
Это первый принцип и я считаю его «вводным», так как здесь всё очевидно. Автор пишет, что нужно создавать универсальный дизайн для всех групп пользователей. Помнить, что на ваш сайт может попасть человек с ограниченными возможностями, дальтоники, пожилые люди и т.д.
В общем, помните, что дизайн разрабатывается не для дизайнера. Дизайн для каждого.
2. Не используйте цвет, в качестве единственного инструмента привлечения внимания.
Это уже важнее. Пользователям с нарушениями цветового восприятия будет намного легче понять ваш сайт. К их числу относятся люди, страдающие дальтонизмом (каждый 12-й мужчина и каждая 200-я женщина), имеющие плохое зрение (каждый 30-й), или являющиеся слепыми (каждый 188-й человек).
Используйте цвет для того, чтобы выделить то, что уже очевидно.
В примере ниже, показано, что помимо цвета должен быть еще один элемент, указывающий на ту же ошибку.
Без треугольника в строке ввода кажется, что только каптча заполнена не правильно.
(ч/б варинат)
(полноцветный режим)
3. Обеспечьте достаточную контрастность между текстом и фоном.
Ах, спасибо капитан очевидность! На самом деле, этот пункт имеет место быть! Чуть ниже я объясню, как не допустить одну серьёзную ошибку, которую мы совершили в проектировании личного кабинета Perezvoni 2.0.
А пока читаем автора:
В соответствии с Руководством по обеспечению юзабилити Web-контента, текст и его фон должны иметь коэффициент контрастности в соотношении не менее 4,5:1. Если вы используете шрифт в пределах от 19 до 24 пикселей, данный коэффициент может быть уменьшен до соотношения 3:1.
Это означает, что когда размер шрифта находится в пределах от 19 до 24 пикселей, или даже больше, самый светлый оттенок серого, который вы можете использовать на белом фоне – #959595.
Для текста меньшего размера, самый светлый оттенок серого, который вы можете использовать на белом фоне – #767676. Если у вас серый фон, цвет текста должен быть темнее.
Еще Джесси Хауслер дает пару полезных сервисов для правильного подбора цвета шрифта. Я изучил оба и скажу, что проще и легче пользоваться «WebAIM’s Color Contrast Checker». Сервис показывает контрастность выбранного фона и цвета шрифта.
Теперь, расскажу про свой опыт.
Напомню, что первая версия виджета это купленная тема за 20$, которая выглядела вот так:
(первая версия виджета Perezvoni.com)
После того, как мы подключили первую тысячу сайтов, решили подойти к делу серьезно. С нуля начали создавать дизайн личного кабинета второй версии виджета. Я очень люблю минимализм, поэтому делали в этом стиле и использовали серые оттенки. Вся работа велась в Photoshope на iMac. Получилось так:
(версия виджета Perezvoni 2.0 выпущена в январе 2015г. скриншот с iMac)
Но… Когда я увидел сверстанный, готовый макет на windows, то тексты были нечитабельными. Шрифты были сверхтонкими и очень бледными. Всё дело в том, какая цветопередача у вашего экрана и у экрана большинства пользователей. Наш тщательный подбор размера и цвета шрифта оказался бесполезным.
А так же, стоит учесть, что шрифты на mac os выглядят жирнее, чем на windows.
Если соблюдать контрастность, которая указана в руководстве, то получится удобно для всех.
4. Постарайтесь обеспечить визуальный фокус полей ввода и других элементов.
Этот пункт показался не сильно важным, что бы о нем писать, но всё таки…
Кратко, суть в том, что если пользователь на сайте без мышки, то все активные элементы должны иметь фокус при выборе.
настройки фокусировки «по умолчанию» в Chrome и Firefox
Нельзя не заметить, что RSS одновременно является чуть ли не главным виновником одной из наиболее распространенных ошибок юзабилити в Интернете.
:focus {outline: 0;}
Эта единственная строчка CSS (каскадных таблиц стилей) делает практически невозможным работу с сайтом с применением одной лишь клавиатуры.
Поэтому, для удобства создавайте фокус-стили, но не забывайте при этом отключать стандартные фокус-стили, иначе получится так:
5. Будьте осторожны с формами.
Малозначительный принцип, так как в России поле для ввода часто имеет стандартный вид, с четкими границами.
Знание о месторасположении и размерах целевой кнопки имеет важное значение для людей, использующих стандартное или адаптивное устройство ввода. Люди с когнитивными расстройствами могут испытывать трудности с поиском и взаимодействием с полями, не имеющих четкого визуального обозначения.
Ниже приведен пример строки поиска из популярного приложение по созданию заметок. Куда бы вы нажали, что бы начать ввод?
При клике в любую область, вы будете направленны на ввод.
6. Избегайте противоречий в составных компонентах.
Пожалуй сегодня этот вопрос является главной проблемой юзабилити веб-ресурсов. Чтобы детально разобраться в этом вопросе, рекомендуем изучить практикум W3C’s (World Wide Web Consortium) по дизайнерским шаблонам. Это руководство о том, как выстроить юзабилити версию сайта с учетом огромного количества существующих типовых шаблонов проектирования элементов, среди которых: меню, модули, автозаполнители, настройки табулятора, и многие другие.
Например, когда пользователь находится в поле «меню», он получает подсказку о возможности использования клавиш навигации для перемещения вверх и вниз по списку.
Познакомьтесь с простым примером автозаполнителя:
А это он же, но уже с использованием иконок напротив каждого из альтернативных вариантов. Иконки используются с целью уменьшения неопределенности.
Еще в статье были примеры использования меню и выпадающего списка, но либо я не так понял, либо там говорят про незначительные вещи. Идем дальше.
7. Не заставляйте пользователей наводить курсор для получения информации.
Соблюдение этого принципа необходимо в интересах пользователей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К ним также относятся пользователи, которые пользуются исключительно клавиатурой.
«Первичные вещи должны быть видны, вторичные вещи должны быть показаны при наведении курсора»
Вместо того, чтобы скрывать действия и информацию за курсором мышки, можно использовать целый ряд альтернатив:
- Поместите вторичные вещи внутрь меню (или раскрывающихся списков), вместо того, чтобы прятать триггер за «наведением курсора».
- Уменьшите контраст вторичных иконок и затемнить их при наведении курсора мыши.
- Используйте конкретные объекты в качестве указателей. Информационная иконка подходит на роль указателя.
Вот пример из LinkedIn. Ниже приведен скриншот моего профайла.
А вот что происходит с этим же профайлом после наведения на него курсора мыши.
Вдруг появляются визуальные указатели, показывающие, что я могу редактировать каждое из этих полей индивидуально, включая мое имя, мою должность, предыдущий опыт работы, мое образование и даже мою фотографию. Если поместить курсор над названием моей должности, текст подсвечивается голубым цветом, указывая на то, что я собираюсь нажать на кнопку мыши.
И в заключении, Джесси подводит к мысли: «Помните, что дизайн создается не только для дизайнеров. Мы проектируем для широкого круга пользователей с различными потребностями и различными устройствами.
Джесси Хауслер (Jesse Hausler) обладает 12летним опытом в сфере юзабилити. В настоящее время он является главным специалистом по юзабилити в компании Salesforce, в которой он работает уже 4 года.
Вот такая статья, немного необычная, но я подчеркнул полезные советы для себя. Ставьте лайк, если статья понравилась и дислайк, если не понравилась.
Статью написал прямо сейчас, сидя в кафе, фото с места событий :)
Полный перевод можно посмотреть в нашем блоге. Обещаю найти хорошего переводчика для следующих статей )
Оригинал статьи: здесь
Подписывайтесь на блог и будем держать связь, Спасибо!
Автор: yagodkinvs