Что делать если клиент — друг / хороший знакомый?
Какой бы профессией вы ни владели, каким бы родом деятельности ни занимались — всегда найдётся друг или хороший знакомый, который захочет воспользоваться вашими услугами. Или ему нужно срочно что-то помочь, пофиксить, запилить, прочистить… А вы как раз это умеете, да к тому же ещё и неплохо вроде бы.
Одно дело — это бесплатная дружеская помощь на пять минут, а совсем другое — сделать целый проект за деньги со сроками в месяц или полгода.
И вот для этой ситуации у меня есть несколько (для кого-то очевидных!) советов-правил, которыми я бы хотел поделиться, работая в сфере разработки сайтов.
1. Не работайте с друзьями.
Да, именно так. Если у вас есть выбор (например, огромная очередь из клиентов), то лучше выберите хорошего клиента, чем хорошего друга (или не дай Бог — родственника) в качестве клиента.
Почему? Да потому что есть вероятность того, что после проекта ваш друг останется недоволен, или вы останетесь недовольны, или будут недовольны все. Причём, даже если вы с вашей точки зрения работу сделали идеально и за минимальные деньги, то ваш друг может посчитать по-другому. И дружбе это на пользу никак не пойдёт.
Лучше посоветуйте другу проверенных ребят, или посоветуйте, как это можно сделать самому.
Но если вы всё таки решили работать со своим другом как с клиентом, то поехали дальше:
2. Договаривайтесь на берегу. Составляйте ТЗ.
Моей большой ошибкой при работе с некоторыми друзьями было то, что мы «не заморачивались» на ТЗ.
Аргументы были примерно следующие:
— работы мало, и так всё понятно;
— давно друг друга знаем, как-нибудь договоримся;
— давай сделаем «как вот здесь»;
— сделай как ты уже делал, только ещё вот здесь «такую-то штуку»;
ну и так далее…
Причём, когда я работал с обычными клиентами, которые приводили похожие аргументы, то я всё равно настаивал на составлении детального ТЗ, даже если работы на 5 часов, предчувствуя возможные риски и недопонимание. В случае с друзьями этот механизм почему-то у меня в голове отключался.
А потом я усвоил, что друзья — по поведению такие же клиенты (если уж ты начал с ними работать), они тоже часто не понимают, что хотят и сколько готовы заплатить и за что. Составление ТЗ снимает многие вопросы, как у него, так и у вас. В конце проекта обоим будет намного проще, если это ТЗ будет.
3. Сотрудничество должно выгодно всем сторонам.
У людей часто срабатывает схема, что если ты делаешь заказ у хорошего друга — то это будет ГОРАЗДО дешевле, чем обычно. Особенно это касается услуг, потому что формирование цены здесь не всегда понятно и очевидно. И многим кажется, что себестоимость услуг вообще стремится к нулю.
Так вот — я придерживаюсь политики, что друзьям можно сделать скидку. Можно сделать даже хорошую скидку. Но такую, чтобы процесс работы не превратился для тебя в каторгу и не пропала мотивация. Согласитесь, не очень продуктивно работать над проектом, постоянно думая, что за такой же проект для нормального клиента ты получил бы в 3 раза больше.
У меня были такие проекты для хороших знакомых, за которые я брал гроши, делал неплохой проект, а они потом оставались ещё и недовольны. Потому что хотели ещё и того и этого, совершенно не ориентируясь в рынке и ценах, и думая, что это всё очень дёшево и что «само-собой это тоже надо было сделать».
4. Подписывайте договор!
С другом это сложно и не всегда возможно. Сразу поднимается вопрос доверия и так далее. Надо просто объяснять, что договор — простая формальность, и это по сути договор «в стол», который никогда нигде не пригодится. В конце концов — если обе стороны дружественны и имеют ответственные доверительные отношения, то договор — лишь подтверждение этому, а не помеха.
Я считаю, что договор должен быть в любом случае, хотя сам — ох грешен — иногда работаю без него (в этом случае цену фиксирую в подписанном ТЗ), если выполнен пункт номер 5.
5. Берите предоплату.
Часто уровень доверия к другу настолько высок, что вопрос предоплаты остаётся на усмотрение этого человека. А иногда и вообще расчёт за весь проект (в долг, например) — который будет произведён непонятно когда и как. Это на мой взгляд плохая ситуация для разработчика и это уже не взаимовыгодное сотрудничество. Работа и время — это те же деньги.
Предоплата — залог того, что друго-клиент не сойдёт с дистанции («извини, мне больше не интересен этот проект», «прости, у меня с деньгами проблемы») и будет больше заинтересован в проекте. А также это залог того, что у вас будет больше мотивации работать и будет ощущение «честности» игры.
Резюме
Друзья вполне могут быть клиентами, однако нельзя забывать о том, что правила для них должны быть такие же, как и для остальных клиентов. И лучше формализовать ваши бизнес-отношения по максимуму. Иначе это может навредить отношениям дружеским.
Будьте дружелюбны и клиенториентированны! Успехов!
PS. Если понравилось — дайте инвайт, ещё чего-нибудь напишу.
Автор: drugget