Игры разумов, или Как мы интеллектом мерялись
В начале нового года хочется еще разок вспомнить то позитивное, что принес старый год. Вот, например, пара занятных фактов:
- В ходе исследовательской программы ВВС было установлено, что «если смотреть программы, в которых проверяют эрудицию участников, играть в интеллектуальные настольные игры и принимать душ с закрытыми глазами, то уже через неделю можно поумнеть примерно на 40%».
- Когда для одной из ТВ-викторин обычных прохожих попросили назвать самую умную профессию, в списке оказались:
сапожник,портной, учитель, учёный, профессор, дворник (да, меня тоже удивило), врач и – вот оно, народное признание! – программист. Ну и еще парочка стереотипов: кто работает в ИТ-компании? Ясное дело, программисты (есть еще вариант «компьютерщики»). А что они делают в свободное время? Играют в компьютерные игры, конечно!
Разрушать стереотипы – отличное занятие. Относительно самой умной профессии, впрочем, этого можно и не делать, а наоборот – попробовать посоревноваться с другими интеллектуалами, да не в компьютерной игре, а лицом к лицу, так сказать, голова к голове. Вдруг удастся победить учёных профессоров или даже самих дворников? Ну а кому не хочется получить звание самого умного среди коллег? Поумнеть – пусть даже не на 40% (не каждый готов принимать душ с закрытыми глазами), а хотя бы на 10-15 — тоже неплохо, хоть и не очень-то я верю этим британским ученым… В общем, мотиваторов для участия в битвах интеллектов оказалось предостаточно, и Veeam Software решила организовать команду знатоков «Что-Где-Когда».
Под катом – рассказ о том, что из этого получилось.
«Кто на свете всех милее умнее?»
Первый же сезон оказался очень насыщенным: только что созданная, совсем «зелёная» (в прямом и в переносном смысле – см.фото) команда, некоторые участники которой впервые увидели друг друга за игровым столом, завоевала Весенний Кубок IT-Telecom, разыгранный в Санкт-Петербурге компанией Fast Lane. В нешуточной борьбе с представителями «OLLY», «Вымпелком», «IT-grad», «WestCall» были завоёваны также Летний и Осенний Кубки. Вручая третий, итоговый приз, организаторы посетовали, что Veeam убивает интригу в соревнованиях, и просили, чтобы в следующем сезоне выставили другую команду :).
Рамки «отраслевого» турнира, таким образом, стали уже тесноваты, хотелось попробовать силы в играх с другими соперниками — и ребята решили заявиться в открывавшуюся в Питере Корпоративную Лигу клуба «60 секунд». (Название отражает формат состязания – играет одновременно несколько команд, ведущий озвучивает один из вопросов, отобранных редакторами, и после минуты обсуждения команды сдают листки с ответами.)
В Корпоративной Лиге играет более 30 команд, каждая из которых выступает под брендом своей компании. Среди них — представители промышленных предприятий, софтверной индустрии, финансового сектора, команды журналистов, педагогов, производителей газированных напитков и даже кондитеров! Допускается наличие не более двух «легионеров» (сразу скажу, что Veeam обходится без них). Многие игроки корпоративных команд имеют опыт выступления в Высшей и Первой лиге СПб, но авторитет соперников совершенно не смутил ребят в зелёных футболках: четырежды дебютанты поднимались на высшую ступеньку пьедестала почёта, а по итогам своего первого сезона завоевали «серебро», в финале уступив совсем немного – менее 1 балла — опытнейшей команде финансистов.
«На вопрос этот ответ есть у меня!»
Сегодня на вопросы о том, как стать быстрее, выше, сильнее умнее и дружнее, отвечают обладатели Фарфоровой Совы — Кубка IT-Telecom, вице-чемпионы Корпоративной Лиги Санкт-Петербурга интеллектуального клуба «60 секунд», участники команды знатоков Veeam.
Почему ты играешь в ЧГК? Чем тебя привлекают интеллектуальные бои?
Дима Мордберг, специалист службы технической поддержки: Потому что думать – весело!
Саша Фатин, специалист отдела образовательных программ: Интересно соперничать с другими командами. Раньше только смотрел, как в телевизионном клубе играют, а теперь можно самому сыграть, попробовать, как это.
Ольга Слюсаренко, технический писатель: Потому что мне нравится цвет и принт нашей командной формы, а также вкусные призы:). Ну и, конечно, обаятельнейший и остроумный ведущий игр – «человек из телевизора», обладатель Хрустальной Совы, игрок телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» Михаил Скипский! А если серьезно, то это «мой» вид спорта: буквально ощущаю, как уровень адреналина повышается во время игры, а чувства победителя ни с чем не сравнимы.
Денис Руденко, менеджер отдела тестирования, капитан команды: Меня вообще привлекают разнообразные игры (Денис – игрок футбольной команды Veeam – прим.авт.), разные области знаний. В «Что-Где-Когда» увлекательно, мысль развивается; мне и самому интересно думать над вопросом, а при командной игре появляются еще идеи, плюс дополнительные эмоции, общение. Ну и спортивная составляющая: соревнуется много команд, время обсуждения ограничено – это добавляет азарта еще больше.
Обязательно ли быть айтишником, чтобы попасть в команду?
Алексей Латыпов, специалист службы технической поддержки: Нет, совершенно не обязательно. Более того, команда только выигрывает от присоединения к нам человека с другой специальностью, потому что у него есть знания, которых нет у других членов команды.
Ольга: У нас периодически играют представители разных подразделений – и маркетинга, и отдела продаж, и отдела кадров. Так что стать знатоком есть шанс у каждого.
Денис: Айтишником быть совсем необязательно. Ведь даже в реальном «Что? Где? Когда?» играют представители совершенно разных профессий. Сама игра не предополагает каких-то специализированных знаний. Чтобы быть успешным в игре, нужен живой ум, разностороннее развитие, нужно больше читать, узнавать новое, интересоваться окружающим миром, расширять свой кругозор.
Как появилась идея сыграть за команду Veeam в «Что-Где-Когда»? Был ли у тебя до этого опыт участия в интеллектуальных состязаниях?
Ян Димант, инженер по тестированию:
Несколько сезонов я играю с друзьями в клубе «60 секунд», начинали мы в Первой лиге Питера, где взяли второе место и перешли в Высшую. Я узнал, что в Питере стартует Корпоративная лига от клуба «60 секунд», и предложил попробовать свои силы в ней.
Саша: Была рассылка от отдела кадров, из которой я и узнал, что набирается команда знатоков, то есть мог записаться любой желающий. До этого я не играл ни во что такое.
Ольга: А я увидела объявление на страничке Veeam в социальной сети. Подумала, что желающих будет очень много, и написала, что могу прийти как болельщик, поддержать команду, а когда оказалось, что есть место за игровым столом, моей радости не было границ. Раньше я только по телевизору смотрела игры «Что? Где? Когда?». А сыграть самой в «60 секунд» мечтала с давних пор, еще когда в Питере только создавалась самая первая лига – тогда я была среди болельщиков, мы сидели в сторонке и пытались ответить на звучавшие впросы, иногда даже получалось. В этом году, можно сказать, мечта исполнилась.
Денис:
Я открыл для себя игру «Что-Где-Когда» еще в детстве, смотрел с родителями по ТВ. Тогда я думал, что большинство вопросов предполагают тонкую эрудицию, специальные знания в разных областях, мне показалось, что в этом основная суть игры и вопрос только в том, сколько всего ты уже успел прочитать. А уже сейчас понимаю, что смотреть и играть – вещи разные. И тогда при просмотре просто было непонятно, как в этом можно участвовать, вживую по сравнению с командой возникало ощущение, что ты ничего не успеваешь. Не привлекло. Например, «Свою игру» интереснее в этом плане смотреть – там с экрана читаешь вопрос быстрее ведущего и отвечаешь раньше игроков. Однако когда я сам поучаствовал в ЧГК, то понял, что идея игры иная и играть в нее самому очень интересно. Через какое-то время мои друзья – футбольные болельщики и прогнозисты – организовали игру через Skype, я стал играть с ними, понял концепцию игры. Стало получаться, втянулся. А потом увидел письмо в корпоративной рассылке и решил, что раз возможность поиграть сама идёт в руки – надо воспользоваться и записаться в команду.
Тренировочный процесс знатоков телевизионного клуба обычно остается за кадром. Раскройте секрет вашей команды — как вы готовитесь к играм? Штудируете Википедию?
Максим Астахов, программист: Те, у кого есть возможность, приносят на тренировку вопросы (из базы вопросов ЧГК– прим.авт.), которые ему понравились, или которые он сам придумал. Я тоже пробовал придумывать вопросы, но понял, что при составлении меня тянет на спецзнания, а это неверно.
Дима: Саппорт-кейсы закрываем!:-) На работе мы каждый день используем все возможности нашего разума, можно сказать, это готовит нас к играм.
Денис: Помимо того, что мы проводим раз в неделю общекомандную тренировку, я еще сам тренируюсь – играю с друзьями через Интернет, иногда беру случайный пакет из базы, еще тренируюсь на реальных играх — смотрю игры телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» в Интернете в своём режиме: после того, как озвучен вопрос, ставлю видео на паузу и пытаюсь ответить за команду. Периодически даже получается. В прямом эфире не смотрю, т.к. слишком отвлекает процесс обсуждения, мешает самому думать.
Была ли изначально цель – выиграть у всех? Менялась ли турнирная стратегия по ходу сезона?
Саша: Изначально, насколько я знаю, такой цели не было. Потом уже по ходу игр, когда что-то стало получаться, стали выигрывать – пришел азарт, захотелось добиться победы.
Максим: Меня лично всегда интересовала победа. Иначе какой смысл играть?
Денис: В первых играх мы, как мне кажется, пытались понять, что мы вообще можем как команда. Потом выиграли раз, другой, поняли, что у нас есть потенциал, что можем побеждать.
Скорее, мы не меняли стиль или тактику игры, а набирали опыт, что-то подправляли.
Как относятся к этому увлечению твои коллеги? А руководитель?
Денис: Руководитель в курсе, положительно относится:). У нас в отделе многие ребята чем-то увлекаются, хорошо, что мы все разные, и не только работой занимаемся. Некоторые интересовались, но пока еще я их активно не агитировал записаться в команду. Это все-таки требует и времени, и интереса, чтобы готовиться, играть.
Дима: Всем интересно, но все стесняются сами играть.
Алексей: Поддерживают, интересуются результатами и вопросами, в целом очень позитивно.
Что самое трудное для капитана?
Денис: Для капитана это скорее не трудность, а особенность его игровой деятельности – он выбирает версию, берет на себя ответственность. Одно дело – свои персональные ошибки, к ним ты готов, а тут из-за твоей ошибки может пострадать команда. По ходу игры нужно не только самому размышлять, а еще отсекать неверные версии, направлять обсуждение, чувствовать, что необходимо команде в тот или иной момент игры – поднять настроение, пошутить, или наборот, сконцентрироваться, что-то еще.
Какие вопросы тебе больше всего нравятся?
Дима: Красивые вопросы, которые не подразумевают специфических знаний.
Алексей: Вопросы, завязанные на игре слов.
Ольга: Вопросы с раздаточным материалом – они часто содержат изображения, можно потренировать свое образное мышление. И те, на которые, даже не зная правильного варианта, можно ответить с юмором (за самый смешной ответ полагается специальный приз – прим.авт.). Например, однажды был такой вопрос: «По сценарию одного фильма, в полночь молодая девушка превращается в вампира, и у нее ломаются они. Назовите их.» Команда педагогов (!) ответила: «Моральные устои!»
Денис: Мне нравятся вопросы красивые, многоуровневые, если можно так сказать, когда все составляющие вопроса переплетаются, и можно подойти к решению с разных сторон. Из простых и сложных вопросов скорее предпочту сложные.
Саша: Те, на которые я знаю ответ:).
Какая игра запомнилась больше остальных?
Максим: Кубок на вопросах команд (там играли представители всех лиг Питера – прим.авт.) – потому что можно было померяться силами с командами других лиг, включая Высшую.
Ольга: Самая первая игра на кубок ИТ-Телеком, мы там впервые оказались за игровым столом и сыграли командой – и сразу победили!
Денис: Запомнилась первая игра в Корпоративной Лиге СПб – как всё организовано, специфика турнира, когда выступаешь за свою компанию. И то, что мы сразу успешно выступили, заняв второе место, очень воодушевило, помогло понять, что мы можем играть на равных с достаточно сильными командами.
Какой главный итог сезона лично для тебя? И что бы ты пожелал коллегам-знатокам в новом году?
Максим: У меня лично – повысилась самооценка, а еще оценка потенциала команды в целом. Полагаю, что мы сможем сражаться с сильнейшими командами других лиг, ведь даже в последнем турнире команда против них смотрелась отлично. Поэтому желаю команде побеждать! А соперникам – бояться и трепетать!
Саша: Итог – заняли второе место, не удалось победить в Корпоративной Лиге. Пожелал бы в следующем году, конечно, выиграть! И ждём новичков – уже есть вторая команда, а, возможно, будет и третья:).
Дима: Хм… Мы достигли общегодовой выручки! :) А вообще это просто fun. Надо выигрывать, а получилось печально – мы не выиграли. Если бы выиграли, это был бы самый главный итог, а так… Пожелал бы больше красивых вопросов и красивых ответов. И меньше глупых вопросов и глупых ответов (у нас в саппорте это еще актуальней:).
Ян: Впервые сыграл за корпоративную команду, и успешно! Всё же отставание 0,75 балла от победителей по итогам сезона – это очень и очень неплохо (хоть и обидно, конечно). Спасибо всем за игру и отдельное огромное спасибо компании, ибо поддержка таких начинаний неописуемо приятна! И форма у нас, кстати, тоже отличная получилась :)
А самому себе пожелаю в новом году не опаздывать к началу игры:).
Денис: Главный итог – само появление команды и возможность играть в турнире. Команда интересная, все с разным опытом, все по-разному относятся, но нам нравится играть вместе. Мы уже можем что-то показать, неплохие результаты, будем расти дальше. Для меня лично еще – это новый опыт капитанства. В новом году хочу всем пожелать здоровья и счастья, я всегда этого желаю, это главное, что должно быть у человека. А знатокам — играть дальше, совершенствоваться и получать удовольствие от игры!
Вместо послесловия
По ходу сезона выяснилось, что участие в интеллектуальных сражениях позитивно влияет и на позиции на трудовом фронте: например, народ из разных подразделений познакомился между собой лично — а при общей численности сотрудников в несколько сотен человек такой шанс не у всех есть. Ребята рассказывают друг другу, чем конкретно занимается их отдел или команда, какие проекты делают, какие задачи решают – и теперь инженер по тестированию знает, чем занимается команда автоматизации маркетинга, а аналитик веб-проектов в курсе, над чем трудятся в отделе образовательных программ. Неформальное общение в этом смысле ничуть не менее важно, чем ознакомительные презентации и почтовые рассылки. (И это помимо того, что скажем, на корпоративном мероприятии куда приятнее радостно приветствовать знакомых коллег, чем стоять у стены и задаваться в недоумении вопросом «Кто все эти люди?!»:)
Кроме поднятия team spirit, происходят и другие вещи, порой удивительные: так, например, Алексей еще на собеседовании узнал о том, что в Veeam есть команда знатоков, и это стало дополнительным «плюсиком» в пользу выбора места работы. А однажды ребята по дороге на игру обсуждали только-только вышедшую статью, которая, можно сказать, произвела фурор на Хабре – и тут внезапно открылось, что ее написал Саша, который скромно и тихо сидит по соседству! Теперь он – один из авторов корпоративного блога, его посты всегда интересно читать.
Так что в новом году играйте с нами, играйте как мы, играйте лучше нас — если сумеете!
Благодарим за фотоматериалы:
- Участников команды знатоков Veeam
- Интеллектуальный клуб «60 секунд» (http://club60sec.ru/)
- Клуб Fast Lane Club (http://fastlaneclub.ru/anonsy/igry_spb_2014/)
Автор: