Ищем единорогов: Product Marketing Manager’ы в JetBrains

Мы потихоньку готовимся к релизу Kotlin, в связи с чем встают новые и интересные организационные вопросы. Например: «Нужен ли нам PMM (Product Marketing Manager)?» Как это часто бывает, чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала разобраться, кто вообще такой PMM. Поскольку я это более-менее сделал в последние недели, хочу поделиться с вами тем, что узнал.

Disclaimer: Замечу сразу, что все сказанное ниже — более или менее специфично для JetBrains, и я ни в какой части этого поста не хочу сказать, что так же устроены или должны быть устроены другие компании.

Итак, вот есть у нас продукт (например, мы сделали крутейшую IDE или просто замечательный язык программирования ). Чтобы его распространять, разумно приложить какие-то усилия:

  • например, можно вывешивать в блогах тексты,
  • и/или делать учебные материалы,
  • размещать рекламу на разных площадках,
  • организовывать воркшопы и доклады на конференциях,
  • ставить агитационные кубы на улицах города Балашиха (или города Mountain View),
  • ручки с логотипами раздавать у метро «Парнас» (или «Embarcadero»),
  • заказать торжественный молебен в Кронштадтском Морском соборе во имя Святителя Николая Чудотворца и так далее.

Поскольку для осуществления этих действий нужно затрачивать какие-то ресурсы (время, деньги, душевные силы и т.д.), хорошо бы понимать, какие вложения окупаются, и насколько. Для этого нужно как-то измерять эффективность, то есть выбрать какие-то показатели и следить за их изменениями: вот провели мы серию воркшопов, а количество скачиваний продукта за три месяца изменилось незначительно, или вот опубликовали статью в популярном издании, и количество вопросов про наш продукт на StackOverflow стало расти гораздо быстрее, чем в прошлые месяцы.

Хорошо бы, чтобы всем вот этим (разного рода рекламной деятельностью и измерениями того, насколько она эффективна) занимался специальный человек (а то руководитель проекта треснет в лучшем случае пополам), его у нас называют Product Marketing Manager (PMM).

Как правило, PMM занимается одним продуктом, хотя есть прецеденты, когда и несколькими, как-то связанными между собой.

Что делает PMM? Во-первых, как было сказано выше, планирует, организует и проверяет эффективность различного рода акций по распространению информации о продукте. Это включает

  • координацию с веб-разработчиками для работы над сайтом продукта (или соответствующими страницами на корпоративном сайте),
  • координацию усилий евангелистов (у нас есть такие специальные люди, которые делают доклады на конференциях, тьюториалы и пр.),
  • координацию с отделом маркетинговых исследований, который проводит всякие сложные измерения показателей,
  • координацию с разработчиками продукта (и со всеми остальными вовлеченными лицами), когда дело подходит к релизу,
  • координацию с другими проектами, если нужно организовать общую маркетинговую компанию.

То есть PMM — это работа административная (или менеджерская, если вам не очень претит это слово): в общем случае нужно организовывать работу кучи людей.

И тут возникает один интересный момент: все эти люди PMM’у не подчиняются. У него вообще подчиненных нет. То есть все вокруг более-менее доброжелательные и добросовестные люди, они понимают, что делать то-то и то-то — это их работа, но их можно только попросить, приказать им нельзя (на самом деле у нас никому особо нельзя ничего прямо уж приказать; какие-то представления о подчинении начальнику есть, но к PMM’у это не относится). Отметим этот момент про себя, и обсудим подробнее ниже, в разделе про навыки и качества.

А еще PMM как правило сам пишет блог-посты и другие подобные тексты (что-то пишут и евангелисты, но все им передать как правило не получается).

Следующий вопрос: как делать рекламные материалы? Что в них писать/показывать? Чтобы это решить, нужно как-то посмотреть на продукт, на рынок, теперь опять на продукт, теперь опять на рынок, и понять, что такого нужно сказать рынку, чтобы там догадались, что продукт им очень нужен. Другими словами, нужно проанализировать потребности пользователей (реальные и вымышленные) и представлять продукт в соответствии с ними.

В идеале, то, что пользователи хотят, в продукте уже есть, но очень часто бывает так, что, анализируя рынок, PMM фактически собирает требования к продукту, которые нужно донести до разработчиков, чтобы придумать и реализовать соответствующие фичи.

Вывод: PMM’у нужно общаться с пользователями, собирать отзывы, выяснять, что удобно, что неудобно, что хочется и т.д. Это делается по множеству каналов: от Twitter до непосредственного общения с участниками в холле на конференции. А еще нужно просто "держать нос по ветру": просматривать технологические новости (привет, тебе, дорогой читатель :)), на конкурентов смотреть, на смежные технологии, на набирающие популярность новинки, потенциальные новые ниши и пр. И, конечно, нужно общаться с разработчиками, чтобы они какие-то из сформулированных требований поставили в свои планы.

Каким должен быть PMM? Очень, очень коммуникабельным :) Но этого, конечно же, не достаточно.

Как мы заметили выше, PMM должен координировать людей, которые ему не подчиняются, поэтому ему нужно уметь дружелюбно и понятно излагать, что требуется, уметь объяснить, почему требуется именно это, дипломатично, но настойчиво обсуждать сроки и прочие детали, контролировать ход работ внимательно, но не особо действуя всем на нервы и так далее. Лучше всего, конечно, когда PMM — любимец публики и душка, так что все очень хотят ему угодить.

Также в копилку коммуникационных навыков относится то, что нужно для общения с пользователями: действительно хороший английский (письменный пригодится для блогов и переписки, разговорный — для конференций), умение слушать и понимать, что человек хотел сказать (пользователи очень часто начинают рассказ «не с того конца» — они думают о проблеме давно, и в их голове она уже сильно переработана по сравнению с неподготовленным слушателем), аналитическое и ассоциативное мышление (чтобы сопоставлять требования из немного разных областей и вычленять общее).

А еще, конечно, ничего PMM не поймет, если сам не разбирается в том, что делают пользователи, поэтому ему нужен довольно заметный технический бэкграунд, причем в некоторых случаях может потребоваться даже немалый опыт разработки и руководства разработкой (это, в каком-то смысле, особенность именно Котлина: потенциальные пользователи сталкиваются с огромным количеством разных интеграционных сценариев, когда множество технологий, которые они используют, в том числе Котлин, должны как-то взаимодействовать, и чтобы их понять, PMM должен хорошо разбираться в таких вещах, но такому нигде, кроме «боевого продакшена» не учат).

Единорог. Итак, у нас получился такой портрет: отличные коммуникационные навыки, свободный английский, аналитическое мышление и опыт разработки. При этом должность не руководящая. Вот это здорово: конечно, все программисты, не страдающие стереотипными коммуникационными проблемами, и хорошо владеющие языком, очень-очень хотят вообще не иметь подчиненных и заниматься маркетингом :)

Ищем единорогов: Product Marketing Manager'ы в JetBrains - 1

Как показывает опыт, такие «единороги» все-таки есть, хотя искать их действительно сложно.

Почему кто-то все-таки этим занимается. Я вот лично, если бы у меня была запасная жизнь, точно попробовал бы поработать PMM’ом. Это довольно информированное мнение, поскольку, пока PMM’а в Котлине нет, я выполняю бОльшую часть обозначенных выше функций. Попробую объяснить, почему мне кажется, что это круто.

Во-первых, ваши действия имеют последствия в мировом масштабе. Серьезно. PMM оперирует понятиями вроде «доля мирового рынка», и нашими продуктами пользуется очень-очень много людей, так что даже числа, которые мы видим при анализе статистики популярных продуктов, очень вдохновляют.

Во-вторых, очень много зависит лично от вас. То есть, конечно, куча людей вовлечена в процесс, но эта рекламная кампания, принесшая вот столько пользователей (и, как следствие, обычно, вот столько прибыли), тем не менее — лично ваше детище. Если бы любой другой участник подвел, вы бы нашли ему замену, а вот если бы вы сами подвели — все бы развалилось.

В-третьих, с другой стороны, очень приятно, когда люди вам помогают. Вы сводите воедино усилия многих людей, причем не силой, а очень даже добрым отношением. Коллеги радуются, когда вы смотрите на результат и говорите: это здорово, спасибо! И всегда есть ощущение, что вы не один в поле воин. Вокруг много людей, заинтересованных в вашем успехе: и продуктовая команда, и общий маркетинг компании, и евангелисты — все-все. Они периодически ходят хмурые, так что им не до вас, но очень редко — все одновременно :) И в итоге получается что-то действительно стоящее. В этом смысле рекламная кампания или сайт проекта — это тоже продукты, а я очень люблю делать хорошие продукты.

Заключение. У PMM’а довольно сложная и разнообразная работа, требующая довольно редкого сочетания навыков и личных качеств. Мы практически постоянно ищем таких людей: IntelliJ IDEA, Kotlin, PhpStorm.

Вообще в JetBrains хорошо работается тем, у кого много энергии и идей, и кому хочется делать что-то гораздо лучше среднего уровня. В частности, это потому, что вам никто не будет мешать *нарочно: *не у всех есть время и/или желание помочь, но мешать никто не будет. Ну а еще у нас очень ценят тех, кому удается делать крутые вещи, что выражается как просто в отношении коллег, так и в материальном эквиваленте.

Приходите.

Автор: abreslav

Источник

Оставить комментарий