Как мы учет питания автоматизировали
Данная статья о том, как сложно работать с государственными организациями, как заставить людей пожилого возраста использовать различные IT решения себе во благо. Дорогие читатели, я хочу поделиться с вами своим опытом работы в совершенно новой для меня системе учета питания.
Из строительства в IT
Дело было в 2013 году. После того как я ушел от своего предыдущего работодателя, знакомые мне сразу предложили заманчивый проект. Сама организация занимается строительством и никакого отношения к сфере it не имела. До одного прекрасного момента. Как-то они заговорили о том, что в 2013 году у учреждений образования появилась необходимость в автоматизированной системе учета питания. Все школы, сады и ясли, лицеи должны были обзавестись данным программным обеспечением.
Мои знакомые знали, что я занимаюсь разработкой сайтов и некоторых десткопных приложений. И предложили мою кандидатуру. Это был мой первый опыт работы с таким продуктом. Я, абсолютно не знавший эту сферу, бросился в омут с головой. Надо было найти разработчика. Основным требованием было реализовать систему лицензий. Было принято решение написать нативное windows приложение с привязкой к железу (таким образом появилась возможность сделать систему ключей и лицензий). 1 компьютер – 1 лицензия. Началась работа. Основным контактным лицом у нас было 2 человека в министерстве образования, которые стояли в верхушке. Они предоставили нам карты, систему расчета для разных групп питающихся. Все эти данные подтверждены и заверены министерством образования РБ. Но, как оказалось позже, не все учреждения работают по ним.
Первый запуск
Через 2 месяца нами была выпущена первая версия. В этот момент на рынке появилось уже 2 организации которые разрабатывали такой же продукт. Одна система была полностью реализована на базе Excel (что по идее должно было быть понятнее и проще для людей, которые с ним уже работали). Другой продукт был реализован полностью в онлайне. Такой подход был очень удобным, была возможность постоянного обновления системы, контроль доступа каждого учреждения, удобная система биллинга как для владельцев продукта, так и для заказчиков. И интересных функций в ней было больше, чем у нас. За исключением одного но: не во всех садах и яслях был интернет. Да, особенно это касалось региональных городов. Интернет был только у заведующих, а основными пользователями должны были стать медсестры, кладовщики и повара, компьютеры которых находились в отдалении от сети.
Наша система в этом плане выигрывала. Установка производилась или самостоятельно, или с помощью выезда специалиста. Позже, от выезда специалиста мы отказались, так как это влекло за собой очень большие временные и финансовые затраты. Установку стремились производить полностью удаленно, консультируя по телефону или через компьютер заведующей.
Постепенно мы установили нашу программу на более чем 50 учреждений. Люди неохотно стремились изучать нашу систему. Как я уже говорил, основными пользователями были медсестры, кладовщики и повара. А это, особенно в регионах, люди далеко не молодые. Им было очень сложно перестроиться с привычной «ручной записи в журнал». Проблемы также вызывали и компьютеры, на которых устанавливалось ПО. Далеко не все учреждения готовы были купить своим сотрудникам более менее нормальные ПК.
Распространение и отзывы
Каждые 3 недели мы устраивали различные обучающие семинары. Благо что удавалось собрать регионы в одном месте. Были напечатаны специальные подшитые инструкции. Но люди все равно очень тяжело поддавались обучению. В связи с этим возникало очень много проблем и недопонимание. Основной сложностью было то, что мы делали продукт по требованиям вышестоящих лиц. А эти люди-теоретики. Они сами уже давно не занимались подсчетом и заполнением данных по питанию. Как оказалось, сами пользователи производят расчеты совсем другими способами. На выходе они рассчитывали получать совсем иные отчеты. Большинство полей, которые мы разработали оказались не нужны. Как следствие, на протяжении почти года мы занимались доработками нашего продукта исходя из требований самих пользователей, а не заказчиков.
Для того чтобы окупить все эти доработки, мы ввели оплату за техническую поддержку. Оплата осуществлялась раз в пол года, как раз во время перехода с летнего на зимнее меню. Сумма была символическая и то, это оказалось очень большой проблемой для учреждений образования. Так как у всех катастрофически не хватает денег. Все бюджеты, включая бюджеты на оплату подобных программ, распределяются в начале года.
Результаты нашей работы
Данное программное обеспечение работает и по сей день. Круг клиентов расширился и сейчас организация обслуживает около 100 садов, яслей и школ. В итоге строительная организация частично преобразовалась в поставщика программного обеспечения. Они все также проводят семинары, производят удаленную установку. Иногда поступают новые требования по доработкам, но их стало меньше. Я все еще продолжаю сотрудничать с этой организацией. По итогу пришлось снизить стоимость самой программы (цена указывалась не в долларах, а в белорусских рублях), учитывая кризис и рост курса, прибыль снизилась.
Большинство государственных учреждений очень медленно стремятся переходить на новые автоматизированные решения. Это связано и с возрастом работающих в данной системе людей (люди в за 60 очень неохотно принимают новое, а особенно все то, что касается it решений), так и с нехваткой денег в бюджете. Несмотря на официальное поручение правительства, сами люди неохотно стремятся выполнять его. Все эти особенности тормозят процессы развития it направлений во многих государственных структурах в Республике Беларусь.
Автор: