Откуда берутся идеи?

Эта статья содержит все известные мне на сегодня способы поиска (или «каналы» появления) продуктовых идей. В виде более-менее упорядоченного списка.

Cписок будет полезен всем, кто занимается созданием новых фич, новых продуктов – продакт-менеджерам, стартаперам и прочим людям созидательных профессий.

Откуда берутся идеи?

Возможно вы забыли или не знали о каком-то из этих способов, и прочтение статьи поможет вам преодолеть очередной затык. Или побудит поделиться каким-то своим, пропущенным мной подходом. Или даже спровоцирует на негодование, и вы захотите рассказать как обстоит всё «на самом деле» – смело дополняйте и критикуйте.

Очевидно, идеи сами по себе не подчиняются никаким принципам и классификациям, они просто появляются. Обычно в головах людей. Но грубо обозначить что подталкивает идеи к появлению, из какой почвы они вырастают, очень даже можно и нужно.

Вопрос о качестве и стоимости идей остается за рамками этой статьи. Тут рассказывается только откуда они вообще берутся.

Intro

В айтишной сфере сегодня принято рассматривать идеи в концепции пространства проблем и пространства решений (еще пример).

Откуда берутся идеи?

Не факт, что это оптимальная система координат (например, на мой взгляд многие компьютерные игры не решают никакую конкретную проблему, а просто развлекают). Но она популярна, работает и пока не будем ее оспаривать.

1. Пространство проблем

Допустим перед вами стоит цель или задача. Она может быть размытой и общей («хочу мобильное приложение»), а может быть конкретной («нужно сделать сайт с халяльными кулинарными рецептами»).

Чтобы достичь какого-то конкретного результата (конкретного продукта) можно сперва исходить из проблем, которые вы хотите решить. Многие авторы даже считают это единственно правильным методом поиска идей для новых продуктов и фич.

Вот какие можно выделить способы поиска проблем.

1.1 Задавать вопросы

Откуда берутся идеи?

Наткнуться на важную не решенную проблему можно просто разговаривая с потенциальными клиентами, пользователями, покупателями (для кого вы хотите делать приложение? каких людей вы хотите видеть на своем сайте с халяльными рецептами?).

Существует много разных подходов, фишек проведения интервью и задавания вопросов (например, обзор способов). Это вообще отдельная история. Но смысл один — выяснять проблемы людей в явном виде в ходе общения с этими самыми людьми.

Этот способ поиска проблем крайне важен для понимания своей аудитории, однако не ждите гениальных продуктовых идей на блюдечке с голубой каемочкой.

Генри Форду приписывают фразу «Если бы я спрашивал своих клиентов, что им нужно, они бы все ответили — более быструю лошадь!» Недалекого человека это подтолкнуло бы к поискам способов ускорения лошади, Форд же увидел здесь возможность (opportunity) и пришел к ряду новых идей, уже в пространстве решений.

1.2 Наблюдать

Самый банальный и судя по обилию уродских и бестолковых продуктов вокруг нас – самый недооцененный способ.

Множество бытовых примеров глухо-слепоты создателей продуктов можно увидеть в книге «Дизайн привычных вещей» Нормана.

Даже неловко писать взрослым людям о том, что надо внимательно наблюдать за своими пользователями (реальными и потенциальными), внимательно анализировать свои наблюдения, делать выводы.

Откуда берутся идеи?

Не столь важно как конкретно анализировать, как именно делать выводы. Важно просто это делать. Всерьез и осмысленно, а не для галочки.

Важное отличие этого способа от задавания вопросов заключается в том, что нужно минимизировать взаимодействие с теми, за кем наблюдаете. Иначе эффект «меня снимают» может все испортить, вы не увидите реальную картинку.

А ведь конечная цель – обнаружить реальные проблемы реальных людей, а не обосновать предвзятым наблюдением свои гениальные, но частенько бесполезные идеи.

1.3 Собственные проблемы

Откуда берутся идеи?

Для многих известных проектов именно попытка решить собственные проблемы послужила отправной точкой успешного пути.

Логика простая – если это действительно ваша боль, вы как никто другой должны понимать ее природу и уметь оценить удачность решения. Найдя решение, которым вы полностью удовлетворены и за которое сами готовы заплатить, вы сильно повышаете вероятность того, что это решение будет нужно и вашим товарищам по несчастью.

Обнаружить собственные проблемы помогает наблюдательность, чуткость, привычка постоянно осозновать свои реакции и мотивацию, стоящую за решениями и поступками, навык подмечать несовершенства мира, докапываться до сути и критически смотреть на вещи.

Главное здесь не попасть в ловушку ложных, надуманных и высосанных из пальца проблем.

Если у вас нет друзей и личной жизни, это не повод создавать очередную социальную сеть (на том основании, что ВКонтакте или Фейсбук не помогли вам решить эти проблемы).

Помогает задавать себе критические вопросы и стараться максимально честно и развернуто ответить. Инвестору, начальнику можно налить в уши, но себя обманывать опасно.

Зачем мне мобильное приложение? Чего я (или мой заказчик, руководитель) хочу добиться очередным кулинарным сайтом? А что меня не устраивает в существующих? Положа руку на сердце, так ли уж важны эти недостатки? Почему? Сколько я готов заплатить за новое решение? И так далее.

1.4 Создать проблему

Откуда берутся идеи?

Вызывает ли у вас сомнение утверждение, что каждый раз после еды во рту нарушается кислотно-щелочной баланс? А вас никогда не раздражали тротуары, заплеванные жевательной резинкой чуть менее чем полностью?

На этом остановлюсь, ибо наглость и мастерство в создании проблем современных маркетологов достигла таких высот, что для многих уже давно превратились в очередной всемирный заговор (http://ru.wikipedia.org/wiki/No_Logo и далее по ссылкам).

Но способ есть способ. Можно попробовать применить его и в добрых намерениях. Например, превратить нехаляльность пищи в серьезную проблему и привлечь на сайт новую целевую аудиторию – поборников ЗОЖ. И вам дополнительный профит, и людей, питающихся мусором станет меньше.

2. Пространство решений

Здесь попробуем разложить по полкам то, откуда берутся идеи о конечных продуктах и фичах без привязки к проблемам.

2.1 Интуитивно-мистический путь

Это когда посещает озарение, снисходит благодать, говорит внутренний голос, приходит в голову неожиданное решение какой-то долго мучавшей проблемы, какая-то интересная идея, мысль, концепция.

Откуда берутся идеи?

Есть подозрение, что именно так зарождаются по-настоящему великие и большие идеи. Трудно представить как следуют многие известные изобретения и открытия из предыдущих знаний. Часто не хватает одного маленького совершенно нелогичного шага (примеров этому полно в науке: теория относительности и прочая «квантовая механика»).

Подобный источник идей обычно открывается тем, кто давно и всерьез варится в какой-то теме, у кого уже выработалась интуиция и чутье к тому, что происходит в его предметной области.

Это не метод из серии «давайте что-нибудь придумаем и для вдохновения войдем в транс или примем какое-нибудь вещество». Так не работает.

Вокруг этого канала появления идей много спекуляций и легенд (яблоко Ньютона, таблица Менделеева и еще вот книги, идея которых пришла во сне), но вселенную очевидно это мало волнует.

2.2 Случайные идеи или побочные продукты

Этот способ сложно четко отделить от предыдущего ввиду его такой же случайной и непредсказуемой природы. И чтобы его не проморгать нужно так же быть внимательным и чутким к продуктам своего труда.

Откуда берутся идеи?

Множество коммерчески успешных идей появилось случайно, в том смысле что их заранее не планировали и не предсказывали.

Смысл применения этого подхода заключается в том, чтобы как пионер быть всегда готовым к тому, что все, что вы делаете может повернуться к вам совсем другой стороной. И не всегда эта сторона – задница.

Примеров тому масса: твитер, Punto Switcher (доказательство в интервью с создателем), пенициллин и много-много других.

2.3 Методичный поиск решений или научный путь

Речь идет о различных подходах к систематизации творческого поиска (ТРИЗ и ему подобные).

Откуда берутся идеи?

Особо любопытные уже давно в теме и как минимум изучили статью на википедии. Перечислю некоторые из наиболее популярных в реальной жизни техник.

Мозговой штурм

Не любое сборище людей, болтающих на заданную тему есть мозговой штурм, способный принести пользу. У мозгового штурма есть определенная схема.

Суть в том, чтобы строго придерживаться правил и регламента: сначала генерируем идеи на заданную тему, используя в том числе идеи напарника как отправные точки для своих, любая критика запрещена, и только затем анализируем, критикуем и просеиваем идеи.

Метод «а что если?»

Этот способ почти все люди так или иначе используют в своей работе, быту и даже личной жизни. Кто-то даже не поленился и сформулировал его вариант в виде формальной техники SCAMPER. Они бы еще тройной клик мыши запатентовали…

Смысл сводится к попыткам внести случайные или намеренные изменения в отдельные части какой-то идеи, концепции или продукта, и посмотреть, выйдет ли из этого что-то путное:

  • А что если поменять местами шапку и подвал сайта с рецептами?
  • А что если халальные рецепты заменить на кошерные?
  • А что если убрать тексты из рецептов?
  • А что если к видео, добавить аудио-рецепты?

И так далее, только более строго и желательно по заранее определенному списку вариаций. Чтобы в порыве вдохновения не забыть пройтись по всем пунктам.

Морфологический анализ

Способ, придуманный и успешно использованный швейцарским астрономом в деле. Выглядит довольно мудреным, но для наших мирских дел может быть упрощен до следующей простой схемы.

Берем все основные свойства существующего продукта (или класса продуктов), сводим их в таблицу. Дополнительные новые свойства добавить по вкусу. Затем перебираем все возможные комбинации в попытках найти свежую интересную.

Например, берем популярную iOS игру Clash of Clans. Какие свойства можно выделить у аналогичных продуктов? Сеттинг игры (викинги, рыцари, военная база, фантастические цивилизации etc.), модель монетизации (фри-ту-плэй, подписка, платное приложение,..), графика (3D, отрендеренные 3D спрайты, мультяшная, фотореалистичная, …), геймплей и так далее.

Каждое свойство и набор его значений можно выбирать из существующих на рынке приложений и добавлять свои.
Откуда берутся идеи?
У нас получается некоторая таблица (по большому счету многомерная). По этой таблице можно раскидать конкурентов и получить наглядную карту «военных действий».

А еще нагенерить вагон новых идей в духе «а если сделать Clash of clans в сеттинге третьего рейха с фотореалистичной графикой и подписочной моделью?..»

Чем подробнее разобьете свойства, тем процесс поиска будет сложнее и нуднее, но тем и больше шансов найти что-то стоящее.

2.4. Конкурентный анализ

Способ, известный во все времена и играющий на мой взгляд крайне важную роль в прогрессе человечества. У него есть два аромата.

Слизать

А также спионерить, слямзить, клонировать, угнать, перенять, позаимствовать…

Откуда берутся идеи?

Это когда мы берем удачную находку конкурента и тупо копируем, не пытаясь глубоко влезть в логику и мотивацию, которые стояли за тем или иным решением. Дешево, сердито и нередко оправданно и эффективно.

Особенных успехов в этом подходе добились Китай и СССР (забавна, например, история создания бомбардировщика Ту-4, где скопировали даже пепельницы, хотя курить нашим летчикам было запрещено).

Если вы не СССР и не Китай, эксплуатируя только этот путь, вы по ряду очевидных причин рискуете вечно оставаться в роли догоняющих и рано или поздно вылететь с рынка.

Развить

Смотрим на удачные фичи и продукты конкурентов, понимаем подоплеку и вероятные причины их удачности и популярности, выявляем ключевые слабые места и недостатки.

Откуда берутся идеи?

Пропускаем это все через себя, через свои возможности, планы, ресурсы и амбиции. Создаем продукт или фичу, аналогичную конкуренту, но лучше.

Под этот пункт можно при желании подвести Гугл, Фейсбук и тысячи других известных компаний, ставших лидерами своего рынка, будучи не первыми. Но предложившими лучший продукт.

Конечно они стали лидерами не из-за того, что анализировали конкурентов и пытались только улучшить их решения. И даже не из-за одного того, что предложили лучший

Но ведь мы здесь классифицируем способы поиска продуктовых идей, а не занимаемся бизнес-анализом.

2.5 Аналогии

Это когда идеи, решения, паттерны, уже известные и опробованные в одной области переносятся на другую.

Откуда берутся идеи?

Самый поверхностный пример – прямой перенос процессов из оффлайна в онлайн. Люди в реальной жизни увы постоянно воюют. И в игровой индустрии постоянно появляются все новые шутеры и стратегии про

Чуть глубже – метафора рабочего стола (а также файлов, папок, корзины и т. п.), которая на долгие годы вперед задала вектор развития компьютерных интерфейсов. Основу этой идеи очевидно не придумывали с нуля.

Множество изобретений и технических идей было взято у природы (ссылка для любознательных).

Впрочем похожесть принципов и паттернов из совершенно разных областей жизни – отдельная интересная тема для флейма, нам сейчас более интересен прикладной аспект.

Он заключается в том, что заглянув в другие области человеческой деятельности (в другие отрасли, другие страны, другие компании, другие культуры, другие рынки, другие эпохи) можно отыскать множество интересных решений для своих задач.


Вот такая предлагается классификация. Польза от нее скорее учебно-развивающая, чем прикладная. Но это более чем достаточный в нашей молодой индустрии повод для статьи. Тем более, что попытки систематизации и анализа процессов управления продуктами все еще очень редки.

Рассчитываю на ваши комментарии, критику и дополнения, уважаемые коллеги, единомышленники и просто любопытные читатели.

Автор: munchhausen

Источник

Оставить комментарий