Удаленная работа — это не «фриланс»
Сегодня на глаза попался старый вопрос "Почему работодатель предпочитает нанимать веб-разработчика в офис?": habrahabr.ru/qa/22292/. Вопрос был задан еще в 2012 году, но, на мой взгляд, ситуация с тех пор не сильно изменилась.
Коллеги, тут есть серьезное недопонимание, которое давно пора устранить.
Многие, как мне кажется, представляют себе фрилансера примерно так:
- Приходит на какую-то отдельную небольшую задачу, выполняет ее и уходит.
- Работает над несколькими мелкими проектами одновременно. Либо имеет постоянную работу, а фрилансером просто подрабатывает в оставшееся время.
- Его не беспокоит проект в целом. Только то, за что он отвечает.
- Огораживает себя техническими заданиями. И из-за каждой новой плюшки может возникнуть конфликт.
- Работает когда хочет. С ним сложно связаться.
На самом деле, я не хочу сказать, что это миф. Вовсе нет, таких людей полно. И они в определенной ситуации, когда срочно нужно что-то доделать в текущем проекте, могут оказаться очень даже кстати. Но полноценный проект из одних таких фрилансеров, как я описал выше, не состряпаешь.
Однако существует и другая категория удаленщиков. Это люди, ориентированные на фултайм, как на обычной работе «в офисе», только не в офисе, а из дома. Чем они отличаются от тех, кого обычно принято считать «фрилансерами»:
- Работают на полной ставке(40 часов в неделю).
- Получают фиксированную зарплату, либо почасовую, но все равно отрабатывают 160 часов в месяц.
- Занимаются не одной единственной задачей, а занимают фиксированную должность. Работают полгода, год, два. Столько, сколько требуется проекту.
- Всегда присутствуют на связи в рабочие часы. Активно взаимодействуют с менеджером, и со всей командой.
- И не редко эти самые часы тоже являются оговоренными заранее. Что человек работает со стольки-то до стольки-то. Ну или по крайней мере появляется на митинги по расписанию.
В общем-то обычный такой наемный сотрудник. Для самого рабочего плюс в том, что не нужно ездить каждый день куда-то в офис, можно проживать где-нибудь очень далеко. Например, можно работать на какой-нибудь европейский/американский стартап, а жить в Тайланде :)
Мне за свою многолетнюю историю трудоустройства приходилось поработать в совершенно разных местах: и в офисах работать приходилось, и в качестве фрилансера на одноразовые мелкие задачи, и в качестве вышеописанного фултайм-удаленщика. В том числе, я неоднократно работал на проектах, полностью разрабатываемых удаленщиками. То есть, программисты, менеджеры, дизайнеры и работодатель друг друга даже в глаза не видели ни разу за месяцы работы. И, тем не менее, мы делали и поддерживали полноценные коммерческие проекты, которые выходили на самоокупаемость.
Лично я для себя не заметил существенной организационной разницы между удаленной работой и работой в офисе. Те же джиры, те же скрам-доски, те же скайпы. Так что по всему выходит, что для работника такая форма работы даже удобнее, чем колесить каждый день в офис.
Разумеется, для людей, которые как и я варятся во всей этой удаленной кухне, мой рассказ не является откровением. Но большинство работодателей смотрят на нас с некоторым недоверием, если не сказать больше. Причем, даже не старые большие конторы, со своими корпоративными принципами и прочими тараканами, а вполне себе «хипстерские» стартапы.
Открываешь очередную вакансию на Хантим и читаешь: «молодые, амбициозные, с крутыми современными технологиями, гибким графиком и пинпонгом на работе». Ну просто загляденье. А вот с удаленщиками ни в какую. И с переездом готовы помочь, и зарплату предложить «выше рыночной».
Парни, зачем нам ваша зарплата выше рыночной, если снять квартиру в центре Москвы рядом с вашим офисом все равно съест минимум половину? А если ездить через всю столицу по полтора часа в одну сторону — так это выходит, я буду работать не 8 часов в день, а все 11. При той же оплате. Лучше уж я в своем Мухосранске устроюсь за зарплату в два раза ниже. :)
Ребята, я не знаю, что за тараканы у вас в головах, но давайте обсудим те «проблемы» с удаленными работниками, о которых чаще всего приходится слышать:
Нету никакого контроля за сотрудниками. Мало ли чем он там занимается?
Во-первых, на что вам таск-менеджеры и системы контроля версий? Очень даже неплохо отражают картину происходящего, кто там и чем занимается.
Во-вторых, требуйте постоянного присутствия в чате в рабочие часы, и устраивайте митинги. Не обязательно требовать детальных отчетов — это будет контрпродуктивно, — но выяснять в двух словах ситуацию периодически можно. Менеджер проекта в офисе ведь тоже не висит над подчиненными 24/7, а работа как-то движется. Да и в офисе люди могут болтать друг с другом, и покурить ходить.
В-третьих, можно и немного попараноить. Оплачивать работу по часам, и делать скриншоты экрана каждые 10 минут, как это предлагает oDesk. На мой взгляд, это излишество. Потому что контроля будет даже больше, чем в офисе. Но начать можно и с такой формы.
Ладно, допустим, следить я за его присутствием могу. Но вдруг он пропадет внезапно с концами? Я не готов брать на себя такие риски.
А кто мешает ему из офиса пропасть внезапно и с концами? Оговаривайте все условия работы заранее, и всегда заключайте трудовой договор. Тогда и рисков будет меньше. На практике такие люди бывают, но их все же не так уж много. Вообще, риски должны быть учтены в стоимости.
Хорошо, вот я обезопасил себя от внезапных исчезновений работника. А как я пойму, насколько он хороший специалист, и как он справляется со своими обязанностями?
А не нужно сразу давать много ответственности. Дайте ему тестовое задание(пусть даже и оплачиваемое). И посмотрите, как он с ним справится.
Убедили. Вот нашел я ответственного и хорошего специалиста. Но ведь это еще не все. В офисе есть командное общение. В том числе неформальное. Это важная часть работы.
Согласен. Но общение может быть и удаленным. В том числе и неформальное. Коллектив может быть коллективом и не будучи знакомым лично друг с другом. Разве вы сами в Интернете общаетесь только с теми людьми, с кем лично знакомы?
Да, но вот в офисе, к примеру, я могу подойти к Семену, и объяснить на пальцах, тыкнуть в монитор. А с фрилансером еще и придется опять согласовывать всякие ТЗ.
Так вы ведь нанимаете не «фрилансера», а постоянного наемного работника со своими обязанностями. Никаких тех. заданий. Все как в обычном офисе.
А «тыкать пальцем в монитор» можно с помощью TeamViewer или расшариванием экрана в Skype. В XXI же веке живем, товарищи!
Прекрасно я «на пальцах» объяснялся и с удаленными менеджерами, и с удаленными программистами, и с удаленными дизайнерами. Ничего страшного тут нету.
Заключение
Друзья, я надеюсь, что мне удалось немного пролить свет на ситуацию с удаленной работой. Бывают фрилансеры, а бывают удаленные сотрудники, которые почти как обычные офисные рабочие. Их не нужно бояться, с ними вполне можно сварить неплохую кашу.
Все-таки на дворе 21 век. Хочется чтобы бизнес по возможности шел в ногу со временем. Старые формы работы, безусловно, никуда не денутся. В конце-концов, некоторым больше нравится работать из офисе, а не дома. Но есть добрая доля хороших работников, предпочитающих работать из дома, а офис для них — только лишняя обуза. И не стоит сразу закрывають на них глаза. Дайте им шанс. К счастью, специфика нашей индустрии это позволяет.
Автор: eliah_lakhin