3 мифа о менеджменте

«Вы продолжаете использовать это слово. Я думаю, оно означает не то, что вы думаете оно означает»
— Inigo Montoya

Работая full-time на управленческих должностях последние несколько лет, я все больше убеждаюсь, что широко распространены заблуждения о роли менеджера и о менеджменте как профессии, и эти заблуждения портят жизнь и нервы многим людям. Тема менеджмента полна слухов и мифов, здесь я расскажу только о наиболее ярких примерах.

Миф №1. Менеждмент — это то, что делают менеджеры

Я заметил тренд в определенной категории компаний. Их сотрудники рассказывают всем, кто готов слушать, что у них нет «менеджмента», они не планируют когда-либо его вводить, и вам тоже не следует этого делать. На мой взгляд, такие высказывания состоят из искажений, наивных представлений и дурных советов. Обычно такие компании достаточно молоды и относительно невелики, большинство сотрудников работают там меньше года, а рассказчик пытается убедить нас, что он работает на уникальную и инновационную компанию, потому что там нет «менеджеров». Никто из них не читал Тиранию Бесструктурности.

Менеджмент — это деятельность по обеспечению эффективного взаимодействия людей, а менеджер — это тот, кто этим занимается. Да, именно вот так просто. Обычно это включает в себя обмен информацией, согласование направлений работы, распределение задач, и выяснение, что делать, когда возникает проблема. Эта работа должна выполняться в любой команде, независимо от того, есть там выделенный «менеджер» или нет. Команды могут функционировать без менеджеров, но они не могут нормально функционировать без менеджмента. Кто-то (или все) должны выполнять работу по обеспечению взаимодействия.

Современный менеджмент это специализированная профессия, которая предполагает широкий спектр навыков — общение, психология, умение сопереживать, решение проблем, лидерство и так далее. Эти навыки не уникальны для менеджеров, но часто имеет смысл поручить некоторым людям выполнять больше управленческой работы от имени команды. Уделяя свое время и внимание этому, они разгружают других участников команды, и позволяют им сосредоточиться на своих задачах. Они могут работать как координаторы, добиваясь слаженной работы команды. Фокусируясь на менеджменте, эти люди могут улучшать свои навыки, обучаясь и практикуясь в обеспечении взаимодействия людей.

Миф № 2. Менеджмент — это говорить людям, что им делать

Есть много разных стилей управления, каждый из которых ориентирован на определенный тип команды или огранизации. Заводами управляют не так, как дизайн-студиями, большими компаниями управляют не так, как маленькими, и каждая команда имеет свой стиль управления, который исходит от уникальной группы работающих в ней людей. Некоторые менеджеры специализируются на отдельных стилях управления, другие являются более широкопрофильными.

«Говорить людям что им делать» — это управленческий стиль, называемый «Командовать и контролировать». Он характеризуется властью, иерархией и четким следованием правилам. Этот стиль широко применяется в военных структурах, а также менеджерами, которых показывают в кино и по телевизору. У него есть определенные достоинства и недостатки, на которых я не хотел бы сейчас останавливаться. Моя мысль в том, что это всего лишь один пример, но этот пример используют для представления общей идеи менеджмента. Другой пример стиля управления, совершенно противоположный: самоорганизация, когда нет специально выделенного человека, ответственного за принятие командных решений.

Небольшие самоорганизованные команды способны достигать поразительной продуктивности. Ими проще управлять, так как они сами сравнительно просты, и поэтому простые инструменты и методики тут хорошо работают. Все могут быть полностью в курсе, что каждый из них делает, и новая информация быстро распространяется в команде. Но когда команда или организация растет, она часто дорастает до размера при котором это перестает работать, и ей требуется адаптация. Не существует какого-то одного управленческого подхода, который работал бы везде одинаково хорошо.

Миф № 3. Менеджмент — это карьерное продвижение

Вы знаете как это бывает. Когда сотрудник успешен в своей профессии, кто-то со временем предложит ему роль менеджера в качестве «награды» за хорошую работу. Это полная ерунда. Менеджмент — это не карьерное продвижение, это смена карьеры. Это означает старт в качестве новичка в новой профессии и освоение ее с нуля. Знания предметной области важны, так как менеджер должен понимать, что делают люди в его команде, но теперь они не первостепенны. Команда, как система из людей, теперь становится главным для менеджера.

Если организация не может предоставить карьерное продвижение в рамках профессии, люди могут пойти в менеджмент, так как это «единственный шанс продвинуться». И уже только поняв, куда попали, они часто обнаруживают, что совершенно не подготовлены к этой новой области, или даже вообще не готовы к этой работе.

Когда кто-то «продвигается» с должности финансового аналитика на должность биохимика без подготовки и опыта, нам это наверное покажется странным. Но это то же самое, что постоянно происходит с новыми менеджерами, и это стало почти стандартной практикой во многих организациях и отраслях.

И что?

Менеджмент понимают неправильно. Так же как науку, инженерное искусство и многие другие области. Какое это имеет значение?

«Люди уходят от менеджеров, а не от компаний… в конечном итоге, текучка это в основном проблема менеджера,»
— Marcus Buckingham & Curt Coffman, First, Break All the Rules

Мифы, подобные вышеописанным, приводят к масштабным функциональным нарушениям в организациях, затрудняя всем выполнение их работы. Они практически гарантируют некомпетентное управление, которое бьет по всем, кого оно касается. Они портят дни и недели, отравляют рабочие места и губят карьеры. Они заставляют талантливых людей уходить из компаний и уводят их от выбранных ими профессий.

Я рекомендую перестать порочить или игнорировать менеджмент, и начать в нем совершенствоваться.

Оригинал: Matt Zimmerman, Management: a rant

Автор: stebunovd

Источник

Оставить комментарий