От идеи до прототипа. На что стоит обратить внимание
Приветствую вас, славные жители Хабрагорода!
В голову часто приходят разные идеи. Одни достойны стать сильным стартапом, другие нет. Как отличить качественную и свежую идею от второсортной и неактуальной?
Многие слышали, что хороший бизнес, это тот бизнес, которого не хватало лично вам. Это так, потому что он решает проблему, возникшую у вас, и, возможно, несущую массовый характер.
В этом топике я хочу поделиться нашей логикой, которую мы использовали для обдумывания проблемы. Результатом этого процесса стал проект телефонной службы, не имеющей аналогов ни в СНГ, ни на Западе (если верить поисковым системам). Добро пожаловать!
Картинка для привлечения внимания.
Вступление
Однажды по пути домой на меня обрушилась вселенская тоска и печаль. Уверен, похожее состояние рано или поздно бывает с каждым человеком, когда у него что-то не получается. В тот период я был увлеченно занят работой в спортивном проекте, который развивался очень медленно по причине неправильной управленческой политики (на мой взгляд).
У меня возникло сильное желание с кем-нибудь поделиться своими переживаниями. Поразмыслив, я понял что очень не хочу грузить своими проблемами близких мне людей (перед ними я эмоционально уязвим, и не нужно лиший раз заставлять их переживать).
Даже с трансформаторами случается безысходность
В голову пришла мысль:
Вот было бы здорово, если бы нашелся человек, которому я мог бы позвонить в любое время и поделиться своими эмоциями насчет неудачного проекта, о том как всё плохо, что все делается не так и мир несправедлив. Другими словами, я был в тот момент просто одинок.
Вывод #1: я ощутил явную проблему на себе.
Как все начиналось
Интересно, у меня одного была такая потребность? Стоит понимать, что любая человеческая проблема, это обычное продолжение его естественных желаний, неудовлетворенных существующим предложением. Самоанализ подсказал общеизвестную истину — у меня был синдром случайного попутчика.
Наверняка, каждый из нас замечал, что раскрывать свои тайны и переживания лучше незнакомцу (или незнакомке) и вот почему:
- если человек «проговаривает» свои мысли вслух, он начинает лучше понимать себя;
- рассказывая о своих проблемах, человек четко для себя представляет, что именно он преувеличивает – в своем воображении все слишком «страшно», а на самом деле всё не так уж и серьезно;
- посторонний человек может объективно оценить жизненную ситуацию, ведь он видит ее со стороны, а значит способен подсказать очевидное решение.
- случайный попутчик ничего не знает о самом человеке, поэтому вся услышенная информация никак не навредит рассказчику.
Отсюда следует вывод, что даже самые близкие люди иногда не в состоянии помочь справиться с бурей мыслей и эмоций, бушующих внутри нас. Только незаинтересованный и независимый человек может вам помочь.
Представим простую ситуацию: вы обеспеченный бизнесмен. Лидер. Финансово независим. Давно замечаете, что стали с женой совсем чужими друг для друга. Любовница просто сосет деньги. Родителям не расскажешь, что все вас используют и никому не интересен ваш внутренний мир. Знакомо? (:
Можно придумать массу ситуаций, когда человек так или иначе остается один на один со своими внутренними проблемами.
Вывод #2: проблема существует и несет массовый характер.
Как решить проблему?
Раз проблема существует, то как ее решить? Разумеется, можно успешно погрузиться в себя, заняться творчеством, музыкой, живописью, рыбалкой, убийствами женщин. Или заглянуть на дно стакана. Сесть на антидепрессанты. Часто, недостаток «нужного» общения является первым звонком к более страшным вещам.
Как это не странно, но лучшее решение для описанной проблем — это с кем-нибудь поговорить.
Я неоднократно слышал истории о людях, кто иногда покупает билет на поезд (в город, где его никто не ждет) и за одну ночь рассказывает всю свою жизнь окружающим людям. Романтично, но не очень практично.
Один из способов начать разговор с попутчиком
Не так то легко найти незнакомого человека, кто смог бы с пониманием отнестись к роли слушателя. У всех свои заботы, другими словами, будем честными людям плевать на посторонних и абсолютно чужих персонажей.
Где можно удовлетворить искреннее желание просто поговорить? Я вспомнил про секс по телефону ;) Наверняка среди клиентов, кто ищет пристанище своей души в теплоте и ласке женского голоса, найдутся люди, кому интересно простое человеческое общение.
Нашлось интересное соц. исследование на эту тему. И тезис оправдался:
15% людей вообще не говорят о сексе. А 35% звонивших даже и не затрагивают имитацию полового акта.
И это мы упоминаем только мужчин, которым жаловаться и быть откровенными вообще не свойственно. А есть еще целый пласт женщин, которые не могут туда позвонить по вполне очевидным причинам.
Умный читатель скажет: как же так, а телефоны доверия? Психолог, в конце концов?
Ни один здоровый человек не будет звонить в телефон доверия, так как это вызывает сильный стресс на почве «я неполноценный и больной». Многим людям достаточно тяжело принять, что они не всегда в состоянии в одиночку решить свои проблемы, без участия «профессионала» (а психолог еще и недешево берет). Да и эффективность этих методов лично у меня под сомнением.
Я честно выделил день и пытался понять, как работают телефоны доверия. Очень не хотелось звонить на какую-то специальную горячую линию, так как я не наркоман, не преступник, не самоубийца, у меня нет проблем в семье и нет ВИЧ. Другими словами, я абсолютно нормальный человек, которому просто хотелось с кем-нибудь поговорить.
Нашлись телефоны доверия с пометкой «психологическая помощь» — и я полдня пытался хоть куда-нибудь дозвониться. Это тупик. Никто не берет трубку. Где-то номера уже не существует несколько лет. Заключение было простым: социальная служба не справляется со своей задачей.
Таким образом, мы не придумываем какой-то необычный рынок, а просто пытаемся войти на уже известный.
Вывод #3: Существует неудовлетворенный спрос, который не имеет массового и доступного решения. (или наше решение потенциально удобнее, дешевле, эффективнее и т.д.)
Что мы можем предложить?
Я поделился своими мыслями с моим лучшим другом и мы придумали телефонный сервис (некоммерческий, ссылка в хабрацентре). Он выполняет две функции:
— телефонный друг.
— справочная служба.
По первому пункту наша работа заключается в следующем: мы стараемся найти общий язык, понять по какой причине человек позвонил нам. Выслушать его, поддержать, возможно дать какой-нибудь совет или просто приподнять настроение веселой шуткой или интересной историей.
Стоит отметить, что у меня был период, когда я работал в телефонной коммерции (читай «магазин на диване») и выслушал невероятное количество жизненных рассказов от невероятно одиноких людей. В сфере этих событий, лично для меня идея не показалось такой безумной, как для окружающих.
Поразмыслив, мы пришли к выводу, что многим людям будет интересен вариант интерактивной справки. Часто случается, что человек не обладает временем/интернетом для поиска ответа на нужный вопрос. Вы можете себе представить хоть одну справочную службу, которая смогла бы ответить на следующие запросы?
«Мне нужно найти автосервис в районе м. Автозаводская, который менял бы бампера, в субботу в 18:00.»
«Я сейчас в центре, мне нужен ближайший бар, куда можно дойти пешком, где есть кальян и он работает круглосуточно.»
Таким образом, мы предложили обществу собственное решение перечисленных проблем. Осталось понять, есть ли конкретно на наше решение массовый спрос? Увы, на этот вопрос может ответить только рынок.
Вывод #4: Выводите своей продукт(прототип) на рынок. Он сам подскажет в какую сторону развиваться.
Послесловие
Большое спасибо, что прочитали эту статью. Для нас очень важно, если она окажется полезной или хотя бы интересной. С удовольствием отвечу вопросы.
Взлетит или нет? Что вы думаете? Приглашаю всех к обсуждению!
p.s. Передаю привет НЛО, благодарю за инвайт!
В будущем планируем написать следующие статьи:
1) Как сделать крутой landing-page и приучить людей пользоваться нестандартным сервисом.
На что обратить внимание? Как написать завлекающий текст? На какие человеческие чувства нужно оказывать влияние?
2) Техники общения по телефону. Как получить то, что вам нужно с помощью телефона.
Как планировать разговор по телефону? Работа с голосом, интонациями, выбор слов.
Автор: SoulAge