Клиентоориентированность как основа бизнеса: Опыт IaaS-провайдера «1cloud»

На рынке облачных услуг сегодня появляются все новые игроки, но далеко не все знают, с чего начинать бизнес и в каких направлениях его развивать. Так было и с компанией 1cloud: ее основатели Виталий Грицай и Константин Кудряшов задумывали свой проект как «магазин облачных решений» — сервис, где производители ПО и интеграторы регистрировали бы свои шаблоны, а клиенты разворачивали их на мощностях 1cloud.

Но анализ и первые тесты показали, что направление развития проекта нужно менять. Из маркетплейса 1cloud превратился в IaaS- и PaaS-провайдера с полной автоматизацией всех запросов клиентов. Главная задача сервиса – сделать сложные вещи (с точки зрения управления ИТ инфраструктурой) простыми для пользователей и понизить порог вхождения в эту сферу среди неспециалистов.

Сегодня нам бы хотелось рассказать о том, какие решения принимались в компании 1cloud на пути становления сервиса и какие услуги вводились для обеспечения удобства пользователей.

Клиентоориентированность как основа бизнеса: Опыт IaaS-провайдера «1cloud» - 1
/ фото Christian Scheja CC

Общие потребности клиентов

Для успешного развития проекта необходимо постоянно изучать потребности пользователей. У нашего сервиса достаточно разные клиенты: физические и юридические лица, веб-студии и разработчики приложений, владельцы сайтов и компании-интеграторы. На первый взгляд, невозможно отвечать требованиям каждой категории пользователей. Но это не так.

В результате проведенных исследований, мы выяснили, что для любого клиента на первом месте стоит простота и удобство использования сервиса. Всем пользователям важно быстро развернуть сайт, не погружаясь в технические проблемы. А это значит, что для обеспечения высокого уровня удобства и скорости работы нужно избавить пользователей от необходимости устанавливать, настраивать лишний софт, а также следить за его работой и актуальностью лицензий.

Для этого мы реализовали функцию заказа сервера для организации собственного хостинга с предустановленной панелью управления. При этом конфигурирование сервера осуществляется в специальном конструкторе, который в режиме реального времени показывает изменение его стоимости в зависимости от выбора параметров.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются все пользователи хостинга, — администрирование арендованных лицензий на используемые программы. Чтобы облегчить отслеживание информации о том, какие лицензии активированы для конкретного сервера, а также данных об их стоимости, в системе 1cloud есть специальная страница, где пользователи могут дозаказать нужные лицензии или продлить существующие.

Клиентоориентированность как основа бизнеса: Опыт IaaS-провайдера «1cloud» - 2
Дозаказ лицензий на странице сервиса 1cloud

Следующей задачей, на которую мы обратили внимание, стал вопрос повышения качества интеграции клиентских приложений с нашим облаком. Для того чтобы у клиентов была возможность управления своими серверами из сторонних приложений, мы реализовали REST API. Так мы сделали сервис удобнее для целой группы пользователей, среди которых и реселлеры наших услуг, и компании-партнёры, и разработчики приложений (API помогает осуществлять автоматическое масштабирование хостинг-инфраструктуры).

Еще одной из функций, предоставляемых пользователям, является возможность выбора различных типов дисков для решения разных задач. Такой подход оправдан при создании многоуровневых систем хранения данных. Данные, которые часто используются приложениями, можно размещать на более быстрых дисках, например SSD, а для хранения оперативных резервных копий можно подключить к серверу более медленный, но дешевый и больший по объёму SATA-диск.

Использование различных типов дисков позволяет сделать общее инфраструктурное решение более гибким, эффективным и оптимизированным по цене и отвечает потребностям многих категорий пользователей. Кроме того, все клиенты получили возможность управления дисковым пространством на лету — так они могут дозаказывать дополнительные диски для своих виртуальных серверов без их остановки.

Знать клиентов в лицо

Безусловно, мы учитываем индивидуальные потребности клиентов и предлагаем им оптимальные решения, которые иногда выходят за рамки непосредственных услуг IaaS-провайдера. Например, для юридических лиц не менее важной оказалась возможность быстрого формирования счетов, актов выполненных работ, актов сверки. Поэтому теперь компании могут видеть полную информацию о состоянии счета.

Мы решили пойти еще дальше и облегчили жизнь бизнесу, сделав возможным размещение «1С Бухгалтерии» в облаке, что позволяет легко организовать распределенный доступ к ней. Теперь бухгалтерам необязательно находиться в офисе, чтобы внести какие-то изменения. Такие решения способны значительно повысить лояльность клиентов и сделать сервис еще более удобным.

Далее, мы решили продолжить изучать потребности этой категории пользователей, чтобы понять, какие ещё услуги могут оказаться востребованными. Мы поняли, что многие корпоративные клиенты заинтересованы в создании частных сетей. Актуальность этой функции была обусловлена, например, вопросами безопасности, дабы не транслировать весь трафик через публичный интернет.

Клиентоориентированность как основа бизнеса: Опыт IaaS-провайдера «1cloud» - 3
Создание частной сети через панель управления 1cloud

Кроме того, клиенты хотели увеличить скорость (скорость публичных соединений варьируется от 10 до 100 Мбит/с, а ширина канала частной сети у нас составляет 10 Гбит/с) и повысить эффективность работы приложений. Это привело к появлению возможности включения в частную сеть клиентских серверов с помощью интерфейса панели управления 1cloud.

Мы проанализировали и остальные категории клиентов и выявили необходимые для них функции. Для компаний-интеграторов мы предоставили возможность настройки своих решений и создания шаблонов из перенастроенных сервисов, а веб-студиям мы предложили партнерские программы, которые позволили им получать стабильный доход.

Разработчикам приложений важно быстрое развертывание тестовых стендов и production-стендов (в рамках процессов continuous integration), а плюсом для владельцев сайтов становится надежность при росте нагрузки и возможность гибко изменять конфигурацию виртуальных серверов, адаптируя ее под текущие нужды.

Что касается физических лиц, то они чаще всего используют виртуальную инфраструктуру для задач, требующих больших вычислительных мощностей, которые вряд ли есть на домашнем ПК. Это лишь несколько примеров применения виртуальной инфраструктуры для нужд бизнеса и частных лиц — число таких примеров растет как в отрасли, так и в нашей практике — и не в последнюю очередь благодаря работе над пользовательским интерфейсом.

Интерфейс – лицо компании

Все перечисленные выше преобразования внедрялись в процессе работы и изучения пользователей. Безусловно, на первом этапе не следует пытаться «сделать продукт для всех и сразу», так как для молодого проекта это почти всегда ведет к замедлению процесса разработки и его чрезмерному усложнению. В нашем случае, в самом начале пути мы сконцентрировались на выявлении основных потребителей. Ими оказались юридические лица, поэтому и главная работа велась именно в этом направлении.

Следующей сложностью на пути к созданию сервиса на начальном этапе стал выбор подходящего дизайна. На первый взгляд, дизайн — всего лишь «обертка», нечто производное по отношению к самому продукту. Но мы в 1cloud быстро пришли к пониманию того, что интерфейс и дизайн — это, по сути, первое, а зачастую и единственное, с чем сталкивается пользователь. Игнорировать этот аспект, считая его второстепенным, никак нельзя.

На этапе тестирования бизнес-модели мы решили оттолкнуться от дизайна страницы западной ИТ-компании DigitalOcean. Это позволило нам, с одной стороны, быстро протестировать гипотезу и понять, что наш сервис будет полезен потенциальным клиентам, с другой стороны, изучить критику пользователей, которым не понравилось визуальное сходство продуктов. В итоге мы пришли к пониманию необходимости подчеркнуть индивидуальность сервиса уникальным, но в тоже время удобным дизайном.

Клиентоориентированность как основа бизнеса: Опыт IaaS-провайдера «1cloud» - 4
Первый интерфейс: тестирование гипотезы…

Поэтому мы переработали внешний вид сайта. Новая версия оптимизирована с точки зрения поиска информации, на которую обращают внимание пользователи при знакомстве с сервисом 1cloud. Кроме того, в перспективе мы планируем запуск мобильного приложения.

Клиентоориентированность как основа бизнеса: Опыт IaaS-провайдера «1cloud» - 5
… текущая версия: работающий продукт – окно заказа VPS/VDS

Выводы

Исходя из собственного опыта разработки IaaS-провайдера 1cloud, мы можем сделать вывод, что не стоит бояться менять направление деятельности, если первоначальная гипотеза не подтвердилась. Важно постоянно совершенствовать свой продукт, делать его удобным для всех категорий пользователей: даже если вашу аудиторию клиентов составляют преимущественно другие компании, это не значит, что в их штате обязательно будут специалисты, у которых есть время и знания, чтобы разбираться с работой вашего продукта.

Скорее всего, даже люди, способные все сделать «своими руками», скажут вам спасибо за автоматизацию тех или иных услуг и предоставление более простых в использовании решений. В конце концов, именно поэтому компании или люди обращаются к вам. То, что вы делаете для них — не их основная работа. поэтому они будут благодарны, если вы сделаете её проще.

P.S. Несколько материалов о разработке нашего IaaS-провайдера:

Автор:

Источник

Оставить комментарий