Стартап мероприятия как метод PR, повышения продаж и привлечения инвестиций
Привлечь инвестиции для финансирования проекта и заодно хорошенько пропиариться – вот те цели, которые преследуют стартаперы, участвуя в разного рода мероприятиях. Конференции, семинары и различные собрания экспертов считаются в стартап кругах обязательным пунктом. Продажи? – О чём вы? – Мы же стартап! Нам нужен growth hack, нетворкинг, ньюсджекинг, коворкинг, масштабирование и побольше питчей на закуску!
Семинары и бизнес тренинги
Начнем с самого бесполезного и самого очевидного способа залезть к Вам в штаны карман. Это бизнес тренинги и различные тематические семинары с нашумевшими “гуру” в области. Как правило, проводятся такие просветительские собрания в цитаделях лени, лицемерия, первоклассной видимости работы, прокрастинации, смузи и бесконечного количества необоснованных понтов – коворкинги. Зачем люди вообще туда ходят кроме посещения этих самых семинаров? Ведь дома работается намного лучше и к тому же бесплатно – никто не отвлекает, а даже если и отвлекает, так межкомнатные двери придумали давно. Работать туда ходят только, чтобы найти причину не работать, а ещё чтобы похвастаться своим новым Макбуком и поделать селфи в стиле “#работаю_на_работе”. Как вообще можно делать селфи во время работы или, скажем, занятием спорта? Ты или работаешь, или нет; или занимаешься спортом, или пришёл сделать селфи, чтобы все думали, какой ты молодец. И вообще, как можно красиво выглядеть в спортзале? Мокрые подмышки, сальные волосы и красное, запыханное лицо – очень сексуально. Хотя если ты ничего там не делал…Что-то мы отошли от темы.
Идём дальше. Самый смак, когда темой таких тренингов является “Достижение цели”, “Мотивация” и прочие тренды для лентяев, кому нужен волшебный пендель. Открою вам секрет по этим двум вопросам, чтобы вы больше не тратили свои кровные. Только никому не говорите. Чтобы достичь цели, нужно долго и упорно вкалывать, а чтобы найти мотивацию, то она у вас либо есть, либо её нет. Всё. Даже денег за это с вас не возьму. Начинающим предпринимателям там не место, ведь, когда они уже туда пошли, то у них всё равно ничего уже не получится, если они ищут мотивацию. А профессионалы могут прийти разве что с целью повеселиться от этих дивных речей.
Не раз я видел этих гуру, которые рассказывали о важности мечты и цели, а у самих руки были чернее плодородной земли, и бэйджик сетевухи какой-нибудь в придачу.
Стартап конференции
Тут публика посолиднее будет. Зрители на таких конференциях знают, что им нужно делать и когда, но как – за этим они идут на конференции к экспертам, предварительно отслюнявив немножко своих сбережений, которые предназначались на развитие своего собственного стартапа. Стартап конференция – это кладезь знаний… для постоянных посетителей тренингов по саморазвитию. Если вы немного в теме и пришли за секретной информацией от “разрушителей мифов”, то спешу вас разочаровать: “эксперты” приходят на конференции с такой же целью, как и вы на них приходите в качестве спикеров: за пиаром. Вспомните, когда вас попросили рассказать аудитории про свои методики повышения продаж или же, может, вы сами напросились выступить, какая у вас была первая мысль? “Это же шикарная возможность для пиара!” А теперь давайте включим логику и элементарную арифметику: Сколько посетителей вас слушало? Человек 50 примерно, в лучшем случае 200, если организаторы знают своё дело. Но стартаперов в качестве спикеров редко на такие зовут. Обычно приглашают тех, кто ранее уже имел опыт проваливания дела. Но вы же только начинаете. И так, охват – 100 человек. Затраты – бензин или билет на поезд (при условии, если вы ничего не платили за участие, что не факт), а также уйма времени на дорогу, подготовку выступления и само мероприятие. А вот для сравнения – сколько просмотров набрал бы ваш пост на Мегамозге? – В среднем – 3,000 (из опыта 2Polyglot, блога международной фриланс-платформы для специалистов языковой сферы), при этом охват ресурса – более 1-го миллиона! Затраты – только время и оплата за Интернет. К тому же результат вашей работы можно будет проверить. А как вы оцените реальную эффективность от конференции? Количество экспертов, с которыми вы попили кофе за одним столиком на кофе-брейке?
И ещё одно. У настоящих профессионалов нет свободного времени на подобные конференции. Они либо поднимают свой бизнес, либо проводят время с семьей, на которую у них и так не хватает этого драгоценного ресурса, а фейсбучные комментаторы выступают со спичами на конференциях. За редким исключением гиганты, создавшие постоянный пассивный доход, приходят от безделья на такие конференции, но вам с вашего дна до них не добраться: их реальный совет стоит слишком дорого.
Ну и точно последнее. Некоторые стартаперы даже ходят на специальные конференции по налаживанию связей, изучают психологию и НЛП, чтобы научиться правильно лизать зады подхалимствовать. Даже термин для этого специальный придумали – нетворкинг. Это прям какая-то мода пошла – придумывать умные названия элементарным понятиям, например, как уборщица нынче – это уже менеджер клининговой кампании. Конечно, конференция по методике подхалимства – звучит несолидно.
Конкурсы стартапов
Участием во всяких битвах, конкурсах и турнирах для стартапов можно убить сразу 3-х зайцев: PR, привлечение инвестиций и собственные надежды на PR и привлечение инвестиций на таких мероприятиях.
И всё это мы получим, если посветим личиками на партсъездах стартаперов и экспертов в отрасли. А как же! Поедем других посмотреть и себя показать. Больше себя показать, конечно, но это неважно. Но мало кто задумывается, что все остальные “эксперты” приехали за тем же.
На конкурсах для стартапов присутствует 3 вида участников:
- Организаторы
- Эксперты в жюри
- Команды стартапов
А теперь давайте разберёмся, перед кем из этих 3-х категорий вы собрались пиариться.
Организаторы. Они как раз на том и зарабатывают, что вы к ним приходите, а разговоры с вами, чем занимается ваша компания и что у вас за уникальный продукт – им глубоко по барабану. Надеюсь, вы и не собирались им запомниться, чтобы в следующий раз они вас сами пригласили, ибо это глупая затея.
Эксперты в жюри. Подразумевается или, по крайней мере, вы очень на это надеетесь, что в жюри сидят настоящие инвесторы, которые как раз для того и пришли, чтобы выбрать достойный стартап и вложить в него миллион долларов. Не тешьте себя тщетными надеждами. Настоящие инвесторы как раз в это время помогают стартапам, в которые они уже вложились. Открою тайну (бесплатно): инвесторы нуждаются в стартапах не меньше, чем стартапы нуждаются в инвестициях. Это их хлеб и у инвесторов тоже есть конкуренция: кто первым инвестирует в перспективный стартап. Каждый раунд инвестиций подразумевает свой приблизительный процент от компании. В первом раунде суммы инвестиций самые маленькие, но в то же время доля весьма привлекательная, соответственно – самый высокий процент будущей прибыли. Как говорится: “Кто первый, тот и папа”, – но в этом случае это – преимущество для инвесторов.
Мы уже писали, осенью 2015 года в Праге прошёл международный конкурс стартапов Venture Days, на котором было заявлено присутствие 50-ти инвесторов, но по факту было 4! Организаторы бегали с колясками и меняли подгузники своим детям, а сама организация была на таком уровне, что презентации спикеров путались как провода наушников в кармане. Зато стартапов была тьма, только кому они о себе рассказывали – непонятно. Друг другу, наверное. Зато понтов было… и цену заломили: €350 за двоих членов команды на 2 дня.
В декабре 2015 года в Украине прошёл Get in the Ring, где стартапы боролись за возможность попасть в финал в Амстердаме. Конкурс проходил в несколько этапов по регионам, а финал страны прошёл в Киеве. И как вы думаете, хоть один финалист получил инвестиции? И только не надо говорить, что, видимо, стартапы были недостойные и т.д. Не было бы достойных, жюри не выбирали бы никого защищать честь страны на международной арене. Так что дело совсем не в этом.
И что самое ошеломляющее, некоторые участники так прямо и заявляли: “Нам не нужны инвестиции. Мы здесь ради PR”. Ради PR? Кто из этих 3-х групп потенциально что-то будет покупать у них? На таких базарах собираются только продавцы: организаторы продают свои услуги, стартапы пытаются продать себя, а эксперты торгуют своими лицами. А где же покупатели? – Да нет их там вовсе.
Команды стартапов. Найти партнёров? Потенциальное взаимовыгодное сотрудничество? Бросьте, всем плевать. Люди пыжатся изо всех сил, чтобы пройти дальше, а вас с удовольствием задавят. Там вы только врагов можете нажить, а не партнеров. Все участники настолько сконцентрированные на себе, что они думают только о том, как бы на ходу свой питч сделать ещё круче, чтоб у всех аж челюсти поотвисали. Никто толком даже не запомнит, чем вы занимаетесь. Всех интересуют только они сами.
Ну и напоследок ещё один бесплатный, но весьма ценный совет. Если вы хотите привлечь инвестиции, то на инвесторов нужно выходить напрямую. Это даст вам возможность заарканить того человека, кого вы действительно хотите видеть в качестве своего инвестора. Так как привлечение инвестиций – это не только деньги, но длительное сотрудничество с человеком, который не только даст вам денег на человеческих условиях, но и поможет связями, подскажет в случай чего, как действовать, так как он действительно является экспертом, который прошёл и огонь, и воду, и медные трубы. И он заинтересован в том, чтобы вы действовали правильно, ибо ваш бизнес – это его деньги. Но лучше всего не искать инвесторов вовсе, а сделать самодостаточный продукт, и как только вы начнёте генерировать хороший доход, поверьте, они сами к вам прибегут. Многие инвесторы опасаются инвестировать в стартапы, которые ещё не зарабатывают ничего, поэтому часто медлят с раундом “А”. А привлечь инвестиции без MVP на стадии идеи – можете об этом даже и не мечтать. Так что только упорный и долгий труд без траты времени на всякие показухи поможет вам получить реальный PR, повышение продаж и наконец инвестиции, если без них вы обойтись не можете.
Автор: