Муда брака

(Муда — потеря ресурсов предприятия без создания ценности)

Контроль оборудования

Что делают на рядовом производственном предприятии, обнаружив, что линия производит испорченные изделия? Приостанавливают производство, и это более чем целесообразно. Однако довольно часто обнаружить брак удаётся не сразу и высокоскоростное оборудование при массовом производстве может выпустить большой объём бракованной продукции. Случается это раньше, чем специалисты заметят нештатную ситуацию и смогут что-либо предпринять.

Брак сварки

Сбой сварочного оборудования.

  1. Все высокоскоростные станки и механизмы должны находиться под постоянным контролем обслуживающего персонала. То есть должны быть контролёры, которые всегда будут находиться поблизости и проверять изделия, останавливать линию в случае возникновения неисправности. Конечно, такая мера скажется на дополнительных затратах на персонал, но, в конечном итоге, они оправдаются, потому что доля брака сократится.
  2. Оборудование необходимо снабдить устройствами автоматического выключения при появлении брака или поломки на линии. Это как альтернатива или дополнение к предыдущему пункту. Существуют станки, которые производят огромный объём продукции в считанные секунды и, чем прогрессивнее оборудование, тем актуальнее автоматические системы отключения линии.

Накопительный эффект ценности продукта

Из моей публикации возьмём технологический процесс производства провода ПЩ. Он имеет следующие операции:

Технологический процесс ПЩ 2.5
Первый полуфабрикат «ММ 1,8» содержит  затраты прямых и вспомогательных материалов, зарплату рабочего, стоимость невозвратных отходов, электроэнергию на оборудование и многое другое. Если произвели брак, то предприятие несёт эти расходы, условно назовём Х1 руб.

Если произвели брак после второй операции «Волочение», то она содержит затраты текущей операции и предыдущей Х1+Х2.

Как вы поняли, производство брака на последней операции «Скрутка» содержит затраты Х1+Х2+Х3+Х4+Х5+Х6+Х7. В некоторых случаях брак возможно компенсировать его переработкой (дополнительные затраты), но всё же значительная часть расходов в виде оплаты труда и электроэнергии остаётся убытком предприятия.

  1. Квалификация сотрудников и качество оборудования на многопередельном производстве на последних этапах должны быть предельно высокими. Данный нежелательный выпуск отнимает значительную часть прибыли. Не допускайте брака на последних стадиях производства.
  2. Бракованная продукция не должна приниматься и передаваться на следующую стадию. Она должна помещаться в изолятор брака с выяснением причин образования. Выяснением брака должен заниматься независимый сотрудник ОТК или Технолог. Помимо необходимой беспристрастности, он не отрвлекает производственного рабочего от сдельного наряда. Результат расследования предназначен в последнюю очередь для депремирования сотрудников, так как это повышает уровень халатности в следующих партиях.

Атмосфера

Немногим выше я написал «не допускайте брака на последних стадиях производства«. На большинстве предприятий после производства присутствуют складские и погрузо-разгрузочные работы. Они также добавляют себестоимость продукции. Допустить порчу, потери, кражи, ошибки отгрузки на этом этапе — непозволительная роскошь. Рассмотрим реальный пример погрузо-разгрузочной зоны одного пищевого предприятия известного бренда.

погрузка продукции
С точки зрения организации производства и логистики здесь сделано всё для того, чтобы уменьшить собственную прибыль: разбить (она в стекле), перепутать партии или продукции, травмировать рабочих, мешать друг другу. Повторюсь — это тот участок, где продукция собрала в себе все производственные и складские затраты.

Организовывайте благоприятную атмосферу на предприятии на протяжении всего производственного и складского контура.

Система качества

На сегодняшний день в мире авиация имеет беспрецедентную безопасность. Захеревшая техника и всероссийская халатность не говорит об авиакатастрофах в США.

Авиа поток в США

Каждый элемент этой отрасли надёжно контролируется и дублируется. Будь то система управления самолётом, где помимо электроники остаётся пневматика, механика и гидравлика в качестве контура управления, будь то процедура контроля взлёта, которая проговаривается вслух одним пилотом, а проверяется другим.

Отрывок чек-листа пилота B-747:

checklist 747

Полный текст чек-листа доступен по ссылке.

Почему вы не используете этот метод на собственном производстве? Внедряйте системы качества и, как минимум, используйте чек-листы и сопроводительные паспорта.

Чрезмерное отвлечение на брак

Возле произведённого брака «околачиваются» генеральный директор, директор по производству, мастер смены, контролёр ОТК, рабочие… Это внеплановое совещание. А совещание — это уже плохо. А внеплановое, да и с рабочим персоналом — крайне нежелательное событие. Например, часовое разбирательство перечисленных сотрудников стоит 5-10 рабочих человеко-часов (5-10 сотрудников х 1 час) [помимо произведённых затрат брака]. Если наличие директора и замдиректора не влияют на затраты продукта, то привлекать рабочих крайне нежелательно в процесс разбирательства. Именно они создают ценность, а остальные паразитируют на них. Как бы это резко не звучало, но так и есть.  

Не отвлекайтесь на брак и не отвлекайте других. Не сбивайте производственный график. Минимальными усилиями решите проблему без совещаний. 

Халатность

Я считаю халатность одним из главных бичов экономической отсталости нашей страны. Халатность создаёт низкую производительность труда. Однажды я закупал новое весоизмерительное оборудование отечественного производства «Тензо-М». Смотрите каким оно пришло.

Качество Тензо-М

Могу ещё привести десятки примеров из собственного опыта, но, думаю, каждый с этим сталкивался.

С помощью психоанализа и причинно-следственных связей дайте себе ответы:

  • Почему сотрудник должен выпустить качественную продукцию? (Первый и самый неправильный ответ — потому что вы платите ему зарплату — пропустите)
  • Что произойдёт, если рабочий выпустит брак?
  • Что произойдет, если рабочий НЕ выпустит брак?
  • Какие стандарты качества вы внедрили на предприятии? Чек-листы? Сопроводительные паспорта?
  • Какие мотивационные и депремиальные схемы у вас на вооружении?
  • Какие меры применяются для ликвидации халатности на вашем заводе?

Автор:

Источник

Оставить комментарий