6 показателей эффективности работы веб-производства

6 показателей эффективности работы веб производства Предлагая разработку сайтов по низкой стоимости и обеспечивая высокое качество, вы можете быть уверены, что не столкнетесь с недостатком заказов. Но имейте ввиду, что с точки зрения бизнеса такая модель очень неустойчива. Если погнаться за количеством, можно быстро растерять своих клиентов, а замешкавшись, можно и вовсе уйти в минус, не получив и шанса на развитие.

Мне всегда было интересно создать сбалансированную систему показателей, ориентируясь на которую, можно было бы эффективно управлять веб-производством, стремясь к золотой середине. В этой небольшой статье я расскажу про систему оценки эффективности на производстве WebCanape.

Если вы захотите примерить эту систему у себя, имейте в виду, что приведённые показатели скорее всего подходят производствам, которые выпускают однородный продукт и имеют четкую ценовую политику. В нашем случае мы разрабатываем несколько продуктов: информационный сайт, сайт с каталогом товаров и интернет-магазин. Цены меняются в зависимости от функционала, но порядок формирования цены в общем случае одинаков.

Показатели эффективности работы WebCanape

Первоочередная задача – просто получить оценку результата работы производства, посмотрев на которую, можно сказать, хорошо или плохо мы завершили месяц. Для этого мы используем 6 показателей.

Общий план по доходам (ОПД). Данный показатель говорит о способности производства генерировать необходимый денежный поток.

Тут все просто. Мы ставим два плановых показателя: минимальный и желаемый. Минимальный необходим, чтобы покрыть расходы, желаемый – чтобы получить прибыль. И тот, и другой планы ежемесячно увеличиваются с учетом ежегодного плана роста компании.

Если показатель не выполняется, срочно принимайте меры по повышению эффективности работы или снижайте расходы. Если показатель хороший, задумайтесь о дополнительных услугах для ваших клиентов без расширения штата производства.

Использование фонда рабочего времени (ФРВ). Данный показатель говорит об уровне дисциплины на производстве и эффективности организации труда, которая является фундаментом для успешного бизнеса.

ФРВ складывается из общего числа часов, выделенных задействованным на производстве разработчикам. Чтобы рассчитать показатель, разделим фактическое время, затраченное разработчиками, на общий ФРВ. Показатель лучше всего выводить в процентах. Чем выше данный показатель, тем лучше. Количество рабочих часов на человека в месяц можно найти в любом производственном календаре.

Для нас норма – это 80%. Это значит, что 80% доступного фонда рабочего времени мы тратим на работу по проектам. Остальные 20% мы оставляем на обучение, чай, обсуждение решений для тех или иных задач, совещания.

Использование ФРВ на коммерческие проекты (ФРВ$). С помощью данного показателя мы оцениваем целевое использование производственных ресурсов компании.

Определяя его, мы узнаем, какой процент от ФРВ ушел на коммерческие проекты. Для разделения часов (коммерческие/некоммерческие) мы используем трекеры в Redmine, по которым в дальнейшем легко делать срезы статистики.

Чтобы рассчитать показатель, разделим общее время по коммерческим проектам на время, отработанное по всем проектам, и умножим на 100%. В нашем случае ФРВ$ должен быть не менее 80%. Остальное время мы можем тратить на внутренние проекты и развитие.

Выполнение нормативов. Через этот показатель можно оценить способность производства выполнять заложенные в стоимость продукта нормативы.

Каждый договор с клиентом – это определенное число часов на разработку проекта. В конце месяца по каждому выполненному проекту мы подсчитываем количество затраченного времени и сопоставляем его с плановым (договорным), оценивая, насколько мы уложились в нормативы или превысили их.

Для расчета показателя делим среднее плановое время на среднее фактическое время и умножаем на 100%. Вполне нормально, если этот показатель будет меньше 100%. Главное – следить, чтобы он не становился меньше 70%, и стремиться к значению от 100% и более.

Рентабельность производственных активов (РПА). Фактически, это итоговая стоимость часа, по которой мы отработали месяц.

Данный показатель должен быть не менее, чем плановая стоимость нормо-часа в студии. Если он меньше, нужно принимать меры по повышению эффективности работы или более точно (в бо́льшую сторону) оценивать стоимость проектов на начальном этапе.

Рассчитывается показатель легко. Среднее время на проект (в часах) делим на среднюю стоимость проекта. Данные по затраченным часам берем из Redmine (или любого другого task-менеджера), а стоимость разработки проекта – из договора.

Выполнение сроков. Заключительный и очень важный для нас показатель для оценки – выполнение обязательств по срокам.
Для его расчета мы учитываем фактические рабочие дни, затраченные на проект, и сравниваем их с плановыми договорными сроками. Делим средний по проектам плановый срок на средний фактический срок и получаем показатель выполнения сроков. Правило то же: показатель должен быть не менее 70% и должен расти с каждым месяцем.

Если интересно, предлагаю ознакомиться с таблицей, которую можно использовать для расчета.

Замечу, что приведенные показатели имеет смысл рассматривать не только в разрезе всего производства, но и применительно к проектам по каждому менеджеру. Анализ показателей отдельно по каждому менеджеру проектов дает хорошую почву для размышлений. Это и есть самое ценное в данных расчетах.

Результаты мы анализируем в течение месяца для своевременной диагностики проблем – разбираем на собраниях, анализируем узкие места, используем для выбора лучших разработчиков и менеджеров.

Наши показатели в цифрах

Апрель 2013:
Выполнение плана по доходам: 116%
Использование фонда рабочего времени: 73%
Использование ФРВ на коммерческие проекты: 83%
Рентабельность производственных активов: 101%
Выполнение нормативов: 112%
Выполнение сроков: 60%

Нормативы до текущих показателей вытягивали примерно 8 месяцев. Вышли на нужные цифры благодаря автоматизации, расширению функционала нашей программной платформы и росту квалификации разработчиков.

С ростом показателя выполнения нормативов и небольшим повышением цен на базовые версии сайтов показатель рентабельности, как правило, удается держать на нужном уровне.

На выполнение сроков мы обратили серьезное внимание несколько месяцев назад. После этого приняли решение о контроле времени пребывания проектов в статусе «В работе», плюс родилась идея с телевизором. Показатель выполнения сроков пока удалось вытянуть до 60%. Судя по текущим данным, результаты мая будут уже лучше.

Поздравляю всех с началом лета. Хорошей недели всем и высоких показателей!

Василий Чуранов и команда «Web-canape»

Автор: vasyay

Источник

Оставить комментарий