Стартап «неполного цикла» – что это?
Один из алгоритмов процесса публикации [контента] включает в себя пять необходимых пунктов: (1) создание контента; (2) определение рыночной ниши/способов продвижения контента; (3) распространение; (4) определение наиболее подходящего пользовательского интерфейса или формата взаимодействия с пользователями для данного контента; (5) и монетизация бизнеса.
При этом неважно, о публикации чего идет речь: будь то, собственно, контент или, например, коммерческая информация. Поэтому для того, чтобы повысить эффективность и ценность взаимодействия с пользователями в частности, а также увеличить ценность бизнеса в целом, компания должна успешно справляться с перечисленными задачами. Конечно, всё это держится на современных технологиях.
В прошлом году Крисом Диксоном (Chris Dixon) был предложен один из способов достижения такой гармонии. Он назвал этот способ работой «стартапа полного цикла» (стартапа, отвечающего за все этапы создания своего продукта/услуги):
«Новый подход заключается в создании полностью законченного продукта или сервиса, который превосходит разработки существующих компаний…
[Для этого] вам необходимо преуспеть в разных областях: разработке ПО, использовании «железа», дизайне, потребительском маркетинге, управлении цепочками поставок, продажах, налаживании партнерских отношений, контроле и др.».
Ключевая фраза: «Вам необходимо преуспеть в разных областях».
Но, может быть, год или два спустя мы будем наблюдать появление чего-то нового. Чего-то близкого к отделению контентного бизнеса и электронной коммерции от Интернета в целом (и от сегмента приложений). Мы можем стать свидетелями распада «стартапов полного цикла», когда компании, вместо того, чтобы стремиться к выполнять сразу же множество функций, сосредоточат свои усилия лишь на последнем этапе добавления продукту итоговой ценности, с которым они смогут справиться лучше других.
Это явление можно обозначить как появление стартапов «неполного цикла» – сервисов, которые сосредоточены на качественном выполнении лишь одной функции и использовании сторонних услуг для выполнения остальных этапов [создания продукта/услуги].
Это, пусть и не абсолютно новое явление бросает вызов установленному порядку тем, что при таком подходе ряд задач – таких как, например, дизайн – может выпасть из сферы ключевых компетенций бизнеса.
Некоторые примеры заставили меня поразмыслить об этом:
Развлекательный блог The Shade Room в Instagram занимается только поиском и продюсированием контента.
Stefan’s Head – компания из сферы коммерции, проектирует продукты и использует (как мне кажется) Twilio и Stripe, чтобы распространять свои предложения посредством текстовых рассылок.
Weiguofang – компания, занимающаяся продажей фруктов, работает с помощью приложения для обмена сообщениями и голосовыми вызовами WeChat.
TextRex – рекомендации ресторанов посредством SMS.
Главная особенность, которая объединяет все эти компании, заключается в том, что они используют другие платформы и API (или протоколы, в случае SMS) для формирования сервиса, и полагаются на них практически во всем, за исключением той самой задачи, которую они, как бизнес, сами выполняют лучше других. И, возможно, еще более важно то, что все они используют другие платформы, чтобы сформировать пользовательские впечатления.
Взять, к примеру, Facebook. В некотором роде Facebook – весьма подходящая платформа для продажи, распространения, продвижения, и, возможно, на сегодняшний день, для монетизации контента. Пользователям знаком интерфейс и возможности Facebook – они улучшались в течение нескольких лет; посетители Facebook сформировали свое отношение к платформе на основе миллиардов случаев взаимодействия с ней, оставляя комментарии и делясь публикациями.
Таким образом, Facebook выполняет 4 из 5 пунктов, перечисленных выше. Все, за исключением создания самого контента. Аналогичная ситуация возникает и с другими платформами, например, с Instagram:
«Если у вас есть аккаунт в Instagram, вы можете прицепить ценник на что угодно, сфотографировать это и продать. Даже моя бабушка делает бизнес в Instagram! Она продает сухофрукты. Двоюродный брат моего друга продает странные растения в горшках, которые растут в искусственном торфе».
Эти «компании неполного цикла» вряд ли смогут предложить «отличный пользовательский опыт» (в традиционном понимании), но, вероятно, они «достаточно хороши в своём деле» (посмотрите эту презентацию – в ней представлен отличный обзор развития тенденции в Азии).
Конечно, большинство из этих компаний не используют политику «mobile first» (проектирование сначала мобильной, а потом десктопной версии продукта) – они «mobile only»: их проекты изначально создавались под работу только с мобильных устройств.
Зачастую у них даже нет своих сайтов (и приложений, если уж на то пошло): «если раньше именно домашняя веб-страница была лицом компании, то сейчас клиенты обращаются к Facebook, Instagram, Twitter и Amazon, чтобы найти информацию о вас», – Джонатан Либов (Jonathan Libov).
С исторической точки зрения сервисы и API существуют уже достаточно давно – все это время они позволяли интегрировать свои возможности в сторонние продукты. Но до последнего времени все они обслуживали инфраструктуру бэкенда.
Теперь, как кажется, к этому прибавилось что-то еще. Бэкенд-сервисы стали действительно качественными и разнообразными (см. Stripe, Twilio, Shippo, Kabbage, Ziggeo, Layer – это лишь несколько примеров сервисов, отвечающих за проведение платежей, передачу сообщений, доставку, денежные операции и создание видео).
Но дело пошло дальше. Стартапы «неполного цикла» используют и сторонние фронтенд-сервисы поверх «неродного» бэкенда. Они используют сервисы, которые изначально могли быть разработаны для совершенно иных целей. Но они работают, потому что во многих отношениях они (сторонние сервисы) предоставляют оптимальный пользовательский опыт, который уже проверен рынком.
Таким образом, стартап «неполного цикла» не пытается воссоздать удачный UX, он полагается на другие интерфейсы, которые достаточно хорошо решают эту задачу и со временем становятся только лучше. Очевидно, это меняет само понятие «пользовательские впечатления» и даже придает новое значение дизайну как таковому (об этом отлично рассказал мой приятель Альберт на конференции TEDx).
Что ещё лучше, используя интерфейсы других платформ, стартап «неполного цикла» получает доступ к пользователям этих платформ. В некотором смысле, если перефразировать Джеффа Безоса: тот, кто создает эти новые сервисы, изучает другие платформы, строит свой бизнес на их основе и думает: «Ваши пользователи – мои возможности».
Я предположил, что может за этим последовать. Вот несколько идей:
«Прокладывая дорогу к другим сервисам», сами платформы могут ощутить различные еще более сильные (по сравнению с текущими) сетевые эффекты, чем предполагалось ранее.
Сейчас, как кажется, самое время стать креативным предпринимателем и использовать появляющиеся новые техники, хотя совершенно неясно, как измерить устойчивость данных новых подходов.
Для действующих создателей контента окружающая среда становится все более конкурентной, скорость получения обратной связи будет расти быстрее, чем нам кажется.
Даже не учитывая все эти последствия, сокращение числа задач, в рамках которых компании необходимо создавать уникальную ценность (продукта/услуги), требует от нас новых подходов к определению понятия бизнеса и предпринимательства.
Дополнительно по теме: «Эра серийных инноваторов» в нашем блоге на Geektimes.ru.
Автор: frii_fond