Разработка приложения для повышения эффективности выездных сотрудников: Опыт Planado.ru

Разработка приложения для повышения эффективности выездных сотрудников: Опыт Planado.ru - 1

Обычно сервисы для управления выездными сотрудниками (field management software) состоят из веб-части, которой пользуются менеджеры в офисе, и мобильных приложений для работников, выезжающих на заказы к клиентам. О разработке такого приложения сегодня и пойдет речь.

Зачем это нужно

Выездные сотрудники есть у разных компаний — это и монтажники у провайдеров связи, сборщики мебели, установщики окон и так далее. Контролировать таких работников сложно, что приводит к злоупотреблениям с их стороны. Например, они могут договариваться с клиентами в обход работодателя и использовать его оборудование, или позже начинать и раньше заканчивать работу.

Часто сотрудники, особенно новички, выполняют задачу неоптимально и так, как им кажется лучше. Это приводит к ошибкам, которые руководству сложно отследить.

Инструменты field management решают проблему контроля и повышают продуктивность выездных сотрудников.

Идея приложения

Мобильным приложением Planado пользуются выездные сотрудники, которые прибывают на адрес к клиенту и выполняют работу (монтаж оборудования, сборку, установку и т.п.). До создания Planado мы работали над биллингом «Гидра», который используют операторы связи. Потребности таких компаний были нам хорошо знакомы — поэтому изначально мы решили реализовать инструмент, который бы учитывал их нужды.

Мы не ставили задачу создать красивое приложение, восхищающее пользователей своим интерфейсом. На первом месте стояли функциональность и простота взаимодействия — приложение должно было стать инструментом, который помогал бы сотрудникам лучше делать свою работу.

Начало разработки

Внутренняя сложность сервиса не должна сказываться на интерфейсе пользователя. Поэтому в процессе проектирования приложения, мы опирались на сценарии его использования — пытались представить себе «день монтажника» и быстро визуализировали его с помощью карточек.

Разработка приложения для повышения эффективности выездных сотрудников: Опыт Planado.ru - 2

В начале дня сотруднику нужно понять план работ на день: куда он поедет, что будет делать, какое оборудование или инструменты могут потребоваться.

Потом человек выезжает на наряд. «У двери» нужна информация о клиенте: имя, телефон, код домофона, наличие злой собаки.

Потом начинается работа. Здесь важно качество исполнения: протянуть кабель, собрать и установить шкаф, сфотографировать результат. Плюс не забыть поблагодарить клиента и предложить дополнительную услугу или рассказать о текущих акциях и скидках.

Очевидно, что на главном экране должен находиться список заказов на день. В каждом таком «наряде» должна быть информация о клиенте и чеклист.

Разработка приложения для повышения эффективности выездных сотрудников: Опыт Planado.ru - 3

Но нужно учесть интересы бизнеса, которому нужен отчет исполнителя. Компании заинтересованы, чтобы исполнители вели учет материалов, указывали, какое использовалось оборудование, записывали пожелания клиента, собирали фото выполненной работы.

Разработка приложения для повышения эффективности выездных сотрудников: Опыт Planado.ru - 4

Часть отчета заполняется пользователем в процессе прохода по чеклисту — это избавляет от необходимости повторного ввода одной и той же информации.

Разработка приложения для повышения эффективности выездных сотрудников: Опыт Planado.ru - 5

Вид отчета гибко настраивается и зависит от типа бизнеса — установка окон, доставка, монтаж оборудования и т.п.

Таким путем мы пришли к структуре экранов приложения: Список нарядов -> Наряд -> Три вкладки: Наряд, Выполнение, Отчет.

Интерфейс для «суровых монтажников»

Основными пользователями приложения являются монтажники, настройщики оборудования — зачастую, довольно брутальные ребята. И это наложило свой отпечаток на разработку — таким пользователям практически не важен дизайн, но они очень чутко чувствуют, когда интерфейс неудобный и запутанный. Если приложение — это рабочий инструмент, то он должен реально помогать в работе.

Существует множество доступных моделей Android-устройств, даже далекие от мира интернета и технологий люди пользуются смартфонами и знакомы с популярными приложениями. Разрабатывая приложение под Android 4, мы решили следовать гайдлайнам платформы.

Получилось стандартное приложение, которое кажется знакомым даже людям, которые видят его в первый раз. Пользователи могут сразу начать с ним работать, и им не нужно изучать новые паттерны взаимодействия и привыкать к различным анимациям и эффектам, которые так любят дизайнеры.

При этом местами гайдлайны, конечно, приходится нарушать, чтобы не создавать лишних проблем пользователям. В частности, поэтому мы все же решили не делать минималистичные кнопки, а сделали их крупнее, ярче, и в конечном итоге удобнее.

Разработка приложения для повышения эффективности выездных сотрудников: Опыт Planado.ru - 6

Тестируя приложение, мы старались ставить себя на их место — создавали себе наряды, выезжали на адреса и высылали фотоотчеты в офис.

Одним из популярных тестовых «заказов» был поход в супермаркет с последующим отчетом о совершенных покупках.

Что получилось

Когда мы начали тестировать мобильное приложение на живом бизнесе, стал пополняться и список функций, которых не хватает пользователям. За месяц приложение научилось:

  • Пережимать фотографии результатов работ и загружать их на сервер в фоновом режиме, чтобы не мешать основной работе и не ждать пока пройдет синхронизация.
  • Более грамотно отслеживать геопозицию, чтобы экономить батарейку.
  • Выполнять заказ даже без связи с сервером (офлайн-режим).

Также мы создали и веб-приложение, в котором отображаются данные со смартфонов выездных сотрудников, обновляются статусы заказов и загружаются фотографии с места работ.

Неожиданным для нас открытием стал тот факт, что веб-приложением начали пользоваться и выездные работники — например, руководитель монтажников, который сам отправился на заказ к клиенту, может с его помощью узнать, где находятся его подчиненные.

Планы

Мобильное приложение Planado — это инструмент для повышения эффективности и контроля выездных сотрудников. Контроль мало кто любит, поэтому, чтобы приложение приносило максимум пользы, в нем не должно быть сложностей.

На данном этапе в интерфейсе все же есть некоторые неоптимальные моменты — например, чтобы менеджер в офисе узнал о том, что сотрудник закончил работу и выезжает на следующий заказ, ему нужно нажать в приложении соответствующую кнопку. С точки зрения работника в этом действии нет большого смысла, поэтому не все и не всегда ее нажимают — иногда забывают, а иногда не делают этого специально.

Мы будем работать над снижением числа таких барьеров. Например, в описанном выше примере, можно упростить ситуацию, отслеживая момент, когда смартфон начинает перемещаться в пространстве — это будет значить, что монтажник уже едет на новый адрес, что позволит ему не совершать ненужных действий в приложении.

Также в будущем мы планируем доработать интерфейс под пятую версию Android.

Заключение

Всегда и везде есть баги, которые портят жизнь, и мы планируем исправлять их в приложении. Но самое главное удалось сделать уже сейчас — нам удалось создать сервис, который позволяет увеличивать продуктивность выездных сотрудников, в среднем, на 33%, и мобильное приложение является его важнейшей частью.

Автор:

Источник

Оставить комментарий