KPI для избранных, или бизнес-консультанты против малого бизнеса
А если нету денег, привяжите к попе веник.
Идите и метите. Наметёте — приходите.
(Принцип работы бизнес-консультантов)
Бизнес-консультанты очень важные люди. Они считают себя хранителями сокровенного знания, одними из немногих кому подвластны KPI и бизнес процессы. По их мнению, никто кроме них не в силах даже понять что это такое и даже не смеет употреблять эти слова всуе.
А раз так, то они имеют право требовать любые деньги за выстраивание системы этих самых KPI. И значит малый и средний бизнес остаётся «в пролёте». Даже при большом желании внедрить у себя правильную систему сбалансированных показателей, денег у них нет.
Мы неоднократно писали о путях построения системы сбалансированных показателей у малой и средней компании (часть 1, часть 2, часть 3). И после каждой, помимо полезных отзывов и предложений нам писали презрительное: «да что вы можете понимать в этой теме?». Это были бизнес-консультанты.
Для начала давайте поймём кто такие бизнес-консультанты и откуда они берутся.
В теории всё должно происходить так: после престижного вуза человек приходит в крупную компанию и растёт в должностях и опыте, последовательно проходя все карьерные ступени. По пути будущий консультант заканчивает обучение по курсу MBA, упорядочивая опыт, полученный в результате своей работы.
А что же в реальности? Молодой человек берет кредит (в лучшем случае) или папины деньги (в худшем) и идет в престижный университет. Там он получает набор шаблонных знаний. Причем эти знания на 90% процентов применимы к крупному бизнесу.
Почему? Ну не на автомойку же пойдет работать наш студент (заплативший за обучение круглую сумму) после окончания универа. А значит его надо накачать знаниями, которые пригодятся ему в крупных корпорациях.
Потом начинается работа. Последовательное движение по карьерной лестнице давно осталось в прошлом и ныне сотрудники делятся на два типа. Первые используют протекцию или силу убеждения и быстро продвигаются наверх. Вторые долго и упорно трудятся… на нижних этажах.
Большинство счастливчиков, усевшихся в мягкие кресла в больших кабинетах, так и просидят в них до пенсии. Но некоторые всё-таки отправляются в свободный полёт. Одни не любят ежедневно ходить на работу, предпочитая свободный график. Других в полёт отправляют более успешные конкуренты. Ведь кресел и кабинетов всем не хватает.
В любом случае у нас есть человек трудоспособного возраста, еще недавно занимавший высокую должность, привыкший хорошо жить и вкусно кушать. В его голове — знания о работе корпораций, заложенные в университете и утрамбованные в MBA. Куда такому человеку податься? Конечно же в бизнес-консультанты.
Консультант — это человек, который даёт советы. Советы из своего опыта или из чужого. Иногда советы помогают, иногда нет. Но даже в этом случае ни один нормальный консультант своей вины не признает. Он объяснит, что его план был реализован недостаточно точно или слишком точно, случился кризис, Трампа избрали президентом, нефть взлетела, рубль упал… Он же советы даёт, а с советов какой спрос?
Вот мы и подошли к теме нашего разговора — почему нет методик KPI для малого и среднего бизнеса.
Малому бизнесу нужно простое, понятное и легкое в реализации решение. Причем типовое. Потому что владелец небольшой компании не сможет выделить деньги на сладкую жизнь консультанту. Он должен прослушать курс, прочесть книгу, запустить программу — и получить приемлемый результат. Скажете, такого не может быть?
- 10 лет назад CRM системы были аттрибутом крупного бизнеса. Сейчас amoCRM и SalesForce опустили стоимость ниже плинтуса.
- 5 лет назад ERP стоила как самолёт и внедрялась исключительно бизнес-консультантами. Сейчас позволить себе систему классу 1C: УПП может каждая средняя компания.
- Сейчас для полноценного внедрения KPI требуются серьезные инвестиции. Но кто знает, что будет завтра?
Итак, что нужно, чтобы адаптировать теорию KPI для среднего и малого бизнеса.
1. Упростить существующие методики.
Владельцу или директору малого бизнеса не интересно у кого украли идею KPI Нортон и Каплан. Они впадают в ступор после прочтения в оригинальных трудах про KPI терминах вроде «стейкхолдер».
Да и устроено у них все гораздо проще, процессы согласования намного короче, а бизнес-процессы наглядней. Поэтому вся сложность исходных методик для них излишня, а требуемый уровень понимания — слишком высок.
Малым бизнесом руководят люди, являющиеся хорошими профессионалами в своем деле, но не выпускники МВА. К тому же у таких людей и так забот полно, им некогда штудировать литературу про Системы Сбалансированных Показателей.
2. Оформить методику в виде последовательных действий.
«Делай раз — делай два — делай три» — вот лучший способ гарантировать реализацию KPI в компаниях без привязки к квалификации управленцев.
Никто не хочет углубляться в теорию, всем хочется получить максимум понятных инструкций, причем сразу.
3. Реализовать программное обеспечение, которое будет максимально автоматизировать процесс установки KPI.
Человечество начало создавать программы, отчасти для того, чтобы снизить трудоемкость внедрения новых методов управления. Это уже потом ушлые бизнес-консультанты нашли для себя новую нишу — внедрение таких систем.
Но для малого бизнеса никакого внедрения быть не должно. Программа сама будет задавать вопросы и на основе ответов строить структуру KPI.
Поскольку пока желающих заниматься подобными трудами не наблюдается, мы в Kickidler решили сами приложить силы к адаптации KPI к нуждам малого и среднего бизнеса. Этап 1 завершен уже процентов на 60 и через месяц мы планируем выдать первую версию документа на всеобщее обозрение.
Ну надо же как-то отвечать на упреки, что мы умеем только заниматься учетом рабочего времени ;)
Автор: