Онлайн курсы, взгляд преподавателя + зов разработчикам
В данной статье я изложу свой взгляд на проведение онлайн курсов: какие есть игроки в Интернете, и чего, на мой взгляд, категорически не хватает в Рунете (Ау-у, разработчики!). В конце опрос.
Речь пойдёт об Learning Management Systems (LMS) для частных лиц. Модельные ситуации такие:
- Преподаватель кружка для школьников средних классов по математике во Дворце Пионеров имеет несколько групп. Хочет организовать свой материал и как-то мотивировать детей что-то делать дома за компьютером.
- Преподаватель ВУЗа вместе со своими студентами хочет сделать человеческий электронный конспект своих лекций. С нумерацией рисунков, оглавлением, формулами и подомными LaTex’овскими прибаутками.
- (мой случай) Физически нахожусь вне России, имею какой-то преподавательский материал собственной разработки, вложил силы в его оформление и хочу сделать его доступным. Взамен лишь хочу потешить свое тщеславие количеством «лайков» :). Как это сделать — не имею понятия. Примерный урок я недавно опубликовал на Хабре Вычисляем какой сейчас год от Большого Взрыва на Питоне, а следующий урок будет завтра. За сутки его увидело на порядок больше людей, чем я мог бы надеяться, разместив его в каком-либо в другом месте. Но всё же Хабр не идеальное место для подобного материала.
Итак, пожелания (в случайном порядке):
- Посещаемость сайта целевой аудиторией,
- доступно (без особых проверок на наличие хобота),
- бесплатно (либо очень дёшево),
- гибкие возможности вёрстки (встраивание видео и визуализаций, например, из GeoGebra, нумерация формул, картинок и тп),
- русифицированный интерыейс.
Далее кратко по тем вариантам, что я рассматривал и опробовал.
Haiku & MyHaikuClass (мой выбор)
www.haikulearning.com/
www.myhaikuclass.com/
Первое — это движок для школы. В среднем 5-10$ в год за ученика (что весьма неплохо). Все стандартные функции присутствуют и в хорошем исполнении. Нас скорее интересует в данной статье их подпроект, ориентированный на отдельного преподавателя (MyHaikuClass).
Позволяет создать страничку курса без каких-либо проверок. Есть всевозможные плюшки, включая вики с правами доступа, выставление оценок, даже интеграция с Google Drive. Бесплатно даёт создать 5 классов и 2GB места под файлы. Цены на большие аккаунты очень умеренные! Наверно, это наилучший вариант для небольшого кружка с несколькими преподавателями, которые хотят организовать свой материал. Поддержка формул есть, но довольно примитивная.
Из минусов, пожалуй, лишь отсутствие объединённого каталога всех курсов и русской версии интерфейса. И, конечно, отсутствие целевой аудитории.
Canvas & Canvas.net
www.instructure.com/
www.canvas.net/
Аналогично предыдущему. Первое — движок для школы, второе — что-то в духе хостинга для курсов.
Canvas.net очень близок по идеалогии к тому, что хотелось бы увидеть. Кто угодно может зарегистрироваться с минимальной проверкой по телефону (подразумевается аффиляция с каким-нибудь американским учебным учреждением). После, создать курс и сделать его открытым. На данный момент на сайте пара десятков классов. Среди них нет ничего близкого к программированию/математике/физике. То есть, как следствие, отсутствие нормальной работы с формулами. Естественно, проект англоязычный. Все эти маленькие минусы складываются и получается, что Haiku выигрывает.
Google Drive
На самом деле, никто не мешает хорошо организовать свой Google Drive и хранить курсы там. Вести общение с учениками по Google Hangouts, иметь общие документы, ученики могут расшаривать своё ДЗ с преподавателем, тот вносить исправления.
Вариант классичесвкий и широко используемый. Проблемы с формулами и распределением прав. Последнее мог бы решить следующий движок.
OpenClass
www.openclass.com/home
Надстройка LMS над Google Drive с возможностью распределения прав доступа, выставлением оценок и тд. Всё очень мило. Одно «но», требуется Google Apps, который стал платным. Чтобы заполучить его бесплатно, надо стать некоммерческой организацией в США (501©(3)), чего делать не хочется из-за обилия бюрократии. Платный вариант не устраивает, ибо цена за ученика в год будет неадекватно высокой. В остальном отличная идея и хорошая реализация (правда на момент моего тестирования шалила поддержка кирилицы, но это наживное, движок быстро развивается). Но это скорее решение не для индивидуального преподавателя, а для школы.
Corsera, edX и др.
Эти и подобные сайты вообще не рассматриваются. На них не пробиться, если ты не аффилирован с большим университетом, и тот тебе не дал денег на создание публичного качественного курса. Радует только то, что российские ВУЗы постепенно подключаются к Corser’е. Но, например, школьному преподавателю с его аудиторией там никогда не оказаться.
Кстати, Edx даже open source (https://github.com/edX), но использовать их код, боюсь, было бы слишком опрометчиво.
Различные Wiki
Первое что приходит на ум, когда появляется желание оформить материал, — это использование какого-нибудь Wiki движка. Их много, полно бесплатных сервисов. Несложно и самому поставить. Проблема в том, что увидят это только те, у кого есть ссылка. К тому же никакого инструмента нормального взаимодействия с учеником. В остальном идеальный вариант, ибо плагинами можно добиться любой вёрстки.
Онлайн LaTex редакторы
По сути близко к Wiki. Инструмент скорее полезный для написания научных статей. Их много разных. Мой выбор: Authorea. Отлично подойдёт для ВУЗовского уровня, абсолютно не годится для школьников.
Полноценные самостоятельные движки
Такие как Moodle или Drupal с надстройкой (например www.opigno.org ). Упоминаю их исключительно для полноты картины. Минус всех тяжеловесов в том, что отдельно взятому преподавателю (или даже школе в наших реалиях) невозможно поддерживать, обновлять и следить за подобными системами. Кроме того, по-моему, они обречены на вымирание. Их вытеснят вышеупомянутые «облачные» кандидаты.
Социальный сети
Тут всё довольно очевидно. Из технических минусов: отсутствие вёрстки и нормального менеджмента документов, гибких прав доступа. Из более абстрактных — отсутствие атмосферы обучения.
Рунет
Всё вышеупомянутое — зарубежные ресурсы. Что есть в Рунете? Полно отдельно стоящих независимых сайтов, предлагающих свои курсы. У каждого свой движок и подход. Чтобы показать разнообразие (без попытки перечислить всё) приведу примеры:
(если я забыл что-то важное — пишите в личку, добавлю)
- Есть курсы от Яндекса, HTML Academy, видеолекции МФТИ, просто сайты с подборками лекций ( interneturok.ru, univertv.ru/ )
- Во-вторых, несчётное количество сайтов по подготовке к ЕГЭ. Почти все продают контент. Кто-то специализируется на цельных классах (с образовательной программой, ДЗ, видеолекциями):
100ege.ru/, eftsh.ru/ и др.
Кто-то скорее предоставляет возможности онлайн репетиторов:
www.tutoronline.ru/, gotovkege.ru/, college.ru/ и др. - В-третьих, есть Дневник.ру. Позиционируется как школьная соц. сеть, но взглянуть внутрь можно только через посты на хабре, ибо просто так не зарегистрироваться.
- В конце концов есть Хабрахабр! Тут чего только нет. И обучающий материал принимают на ура. И огромная аудитория. Но был бы хотя б MathJax! Шучу, на самом деле очевидно отличие Хабра от LMS :).
Для меня примечательно, что ни один из вышеперечисленных сайтов не использует готовые решения. Как пример (из своего опыта) могу привести www.digitalchalk.com/. И замечательный Open Source проект bigbluebutton.com/ для записи/трансляции видео лекций/конференций.
Зов разработчикам
Итого, в Рунете полно сайтов посвящённых обучению. Но ни один из них мне не даёт возможности разместить свой курс. Кроме того, большинство из них посвящены своей узкой отдельной теме, будь то ЕГЭ или тренинг по Excel. К сожалению, духа Courser’ы, где ты просматриваешь каталог различных предметов и что-то слушаешь из искреннего любопытства и исключительно ради знаний, а потом обсуждаешь с заинтересованными людьми, тут нет. По-моему, этого как раз и не хватает. Западные ресурсы, которым посвящена большая часть обзора, могут дать практически всё, кроме аудитории.
Думаю, что копировать Courser’у бесперспективно. Такого масштаба в русскоязычном сообществе не достичь (количество русскоязычного населения не дотягивает до критической массы). Но можно думать на масштаб меньше. Мне лично хотелось бы увидеть реализацию похожую на MyHaikuClass, в которой учителя школ и различных кружков, просто преподаватели-альтруисты и студенческие группы могли бы свободно создавать и размещать свой материал в удобной (и открытой) форме, проводить занятия. Ко всему этому нужна система, которую я назвал бы «биржей курсов», социальная надстройка над всем этим, инициирующая общение и интерес к обучению. Я витаю в облаках или же действительно не хватает такого отечественного ресурса? :)
Буду рад ответам на опрос и обсуждению в комментариях.
В начале статьи кадр из мультфильма Ивана Максимова «Провинциальная школа».
Автор: akaurov