Синдром Алисы в зазеркалье: что и как читать?.

Какое-то время назад пролетала статистика от одного из преподавателей Coursera Марка Морли [1], что «около 3% записавшихся студентов доходят до стадии финального экзамена и лишь 1,5% сдают его».

Статистика наших онлайн программ чуть выше: у нас до конца всех занятий доходят около 20% слушателей. Мы, правда не делаем экзаменов, потом что искренне верим, что в теме управления людьми и коммуникаций формальные экзамены чуть более чем бесполезны. Но 20% точно прослушивают все занятия до конца (статистика собрана на 1500+ слушателях за 3 года). Ну так у нас и слушателей поменьше чем у Coursera, есть возможность практически личного воздействия на людей. :)

Однако, что та, что та статистика — не утешительна. Или нормально все? На эту тему мой коллега Слава Панкратов недавно написал отличный текст про то, как мы учимся по книгам (к курсам тоже применимо), которым текстом и хотелось бы поделиться.

Слава Панкратов «Синдром Алисы в зазеркалье: что и как читать?..»

image

Как и какие книги нужно читать (абсолютно всем).

Вопрос, который иногда задают после выступления на конференции и практически в конце каждого вебинара или семинара:
— Что посоветуешь почитать?

Советовать что-то абстрактное вообще — дело не благодарное. С художественными книгами еще как-то можно решить начав с жанров и уточнения что уже читал / не читал собеседник. А со специальной или бизнес литературой вот как быть? Ее много. Она не всегда развлекательная. Часто — узко специализированная.

Применяя к себе. Можно, конечно, предложить мне что-то про Perl прочесть, но радости я не получу и злобу на автора и советчика затаю.

В такие моменты я чувствую себя Чеширским котом из «Алисы в стране чудес»:
— Куда мне нужно идти, — спросила Кота Алиса.
— Зависит от того куда ты хочешь прийти, — ответил Кот.
— Мне бы прийти… куда-нибудь.
— Тогда тебе все равно куда идти, — резонно заметил Кот Алисе.

Как посоветовать книгу человеку, если я не знаю в чем он сейчас копается и разбирается?

Иногда встречается более интересный, на мой взгляд, вопрос:
— А как сделать так, чтобы что-то делалось после прочтения книги. Чтобы полученные знания использовались на практике.

Вот этот вопрос меня вообще ставит в тупик. А зачем ты читал-то тогда? Расширить кругозор — ОК, понятная задача: покопать соседние направления, чтобы понять куда копать дальше. Тогда ты свою задачу уже решил — расширил. Чего внедряем-то?

Какое-то логическое противоречие.

Помните, я рассказывал вам о книге «Атлант расправил плечи» [2]? Обзор книги, кстати, заминусовали на Хабре, и это при том, что в обсуждениях много толковых комментариев и ее до сих пор обсуждают. Тоже противоречие, которое я еще пойму как разрешить.

Так вот: в «Атланте» несколько раз звучала мысль о том, что противоречий не существует. Если где-то противоречие — значит надо перепроверить исходные предпосылки и логику.

Я сложил эти два вопроса и понял, что ответ на них один и тот же по сути. Противоречия нет. Вопросы отлично поясняют друг-друга. Непонятно что читать, читаем что-нибудь и потом непонятно как это внедрить, потому что непонятно зачем читал и искал решение. Решение чего?

Теперь на вопрос «Что посоветуешь почитать?» у меня встречный вопрос:
— А над чем вы сейчас работаете?

Увидев на последней конференции немного удивленный взгляд девушки с которой мы обсуждали ее рабочую ситуацию и дошли к теме книг, я понял что угадал с вопросом и рассказал, как и что читаю я.

Просто иду от задачи. Сталкиваюсь с чем-то, что я не знаю как делать совсем или не уверен, что делаю правильно, и иду искать ответ. Статьи, книги, выступления людей, чтобы обратится к ним за советом или за консультацией. Ищу, копаю. Нахожу и тут же бегу «прикручивать» решение к задаче. Пробую.

Смотрите, как просто получается: сначала моя задача — потом книга или книги — решение задачи в книге — применение — решение моей задачи. Если получается — книгу можно и нужно дочитывать. Автор явно шарит.

Таким образом у меня решаются обе задачи сразу:
— Что читать? То, что содержит ответ на мой текущий конкретный вопрос.
— Как внедрить то, что прочел? Так я за решением в книгу и пришел. Нет такой проблемы исходя из самой постановки задачи.

А кроме того, я сразу отбираю не «теорию в вакууме», а практически работающие в моем исполнении штуки. Автору — почет и уважение. А мне — решенная задача и ощущение, что я — молодец.

Как видите, тут даже не два зайца сразу одним выстрелом, тут их стая полегла (или стадо? Стадо зайцев — да, так круче). Бац — и стадо зайцев одним выстрелом. Список толковых авторов. Список работающих книг. Мои собственные решенные задачи. Плюс у меня есть понимание, что за этим кругом задач ходить в этот круг авторов.

Читаю я от начала до конца именно художественные книги и практически всегда одну за раз. И послевкусие тоньше, и чтобы сюжеты и в голове не спутывались. А бизнес-литературу могу читать по 5-6 книг параллельно и не путается. Получается, что с деловой литературой я как бы «работаю». Как с поиском: открыл, посмотрел, есть доверие источнику — идем дальше, нет — отложил, прочел, нашел варианты, попробовал, сравнил 2-3, выбрал подходящий.

Как-то так.


С уважением,
Слава Панкратов
Стратоплан.Ру

Вместо послесловия.

То есть, не всякую специализированную литературу нужно дочитывать до конца. Важнее — что-то применять. И потом возвращаться к книге / курсу. Нет ни одного видео-курса, который лично я дослушал бы до конца с первого раза (многие так и не дослушаны). Однако, каждый из курсов уже неоднократно себя окупил. Просто были прослушаны нужные вещи, которые были применены в нужный момент.

У меня есть своя мега-техника, которую до меня изобрели минимум несколько сотен людей, я так думаю. :) Во время прослушивания курса (чтения книги) я всегда веду конспект из 5 частей:

  • Действия: что нужно сделать прямо сегодня или завтра
  • Идеи: про что еще подумать на досуге
  • Что еще посмотреть: что еще почитать / посмотреть, когда будет время
  • Инструменты: конкретные иснтрументы для конкретных задач
  • Тезисы: краткое содержание материалов, чтобы другой человек из нашей команды мог по моему конспекту понять, о чем шла речь

И каждый раз открывая этот конспект, я наталкиваюсь на список действий, говорю себе мотивационные слова, за которые на хабре, вероятно, забанят, закрываю конспект и срочно бегу что-то сделать. Чего и всем желаю: не просто читайте, но что-то делайте в реальной жизни!

P.S. Буду благодарен, если вы поделитесь своей статистикой по специализированным книгам и онлайн курсам — сколько было досмотрено до конца / сколько принесли реальную пользу (то есть, что-то из них было применено).

Александр Орлов
Стратоплан.Ру

Ссылки в статье:

  1. Как продавать образование в интернете: Интервью Елены Масоловой (Eduson) с Дафной Коллер (Coursera)
  2. Размышление про книгу «Атлант расправил плечи»

Автор: eagleson

Источник

Оставить комментарий