Скидки и акции в B2B — помогают или мешают?
Уже полгода на самом верху сайта одного из наших конкурентов висит информация об акции.
Формально акций было несколько, но как только заканчивалась одна, на следующий день начиналась следующая.
С минимально изменившимися условиями.
Что это — признак силы или слабости? Помогают скидки продажам в B2B или мешают?
Вот об этом я и хочу сегодня поговорить.
Компании, работающие с розничными покупателями (B2C) давно определились. Есть небольшое количество брендов, которые скидок не делают никогда. Это в основном производители одежды, сумок и люксовых товаров, таких как джинсы Levis или Louis Vuitton. Как правило у них нет или совсем мало сезонных коллекций. А значит товары никогда не устареют (модель джинсов Levis 501 производится с момента основания компании), поэтому и повода для распродажи нет.
Все остальные бренды устраивают распродажи по давно сформировавшемуся расписанию (главная приходится а Рождество — Новый год), а также передавая нераспроданных остатки специализированным дискаунтерам. Правда там может не оказаться нужной модели или размера.
Но совсем не так обстоит дело в бизнесе B2C, где продажи идут преимущественно юридическим лицам.
Во-первых, такие покупки не бывают спонтанными. Необходимо чтобы были пройдены все стадии воронки продаж (выявления проблемы — поиск решения — выбор продукта — планирование бюджета).
Во-вторых, в процессе задействовано несколько человек. Например, в нашем случае это:
- бизнес-заказчик (руководитель, который хочет знать чем его сотрудники занимаются);
- представитель ИТ-отдела, который занимается внедрением и тестированием Kickidler;
- профессиональный закупёр, согласующий цену и параметры контракта.
То есть заинтересовать нужно одного человека, весь подготовительный процесс проведёт другой, а цена будет волновать третьего.
Причем закупщику не интересны бизнес-выгоды, которое предприятие получит от внедрения системы. Ему не важно на сколько поднимется производительность труда после внедрения системы мониторинга, он никак не выиграет от того, что в компании будут выявлены бездельники и вредители. Его премия зависит только от размера скидки, которую он выбьет у производителя.
И вот теперь представьте себе, что процесс тестирования закончен, выбрана конкретная система, закупщик встречается с её производителем и в лоб требует скидку.
«Нет»,- отвечает производитель, -«мы скидок не даём».
Закупщик мнётся, пытается снизить цену, угрожает (мягко) закупкой другого продукта.
Но поскольку политика в отношении скидок у поставщика достаточно жёсткая, а саботировать закупку он не может, то сдаётся.
Совсем по-другому проходит разговор, когда закупщик открывает сайт производителя и тычет пальцем в акцию.
-Ну вот же! — ликует он, — вы же скидки даёте.Так дайте и нам!
И тут начинается долгая и нудная торговля.
Поверьте, что закупщик выжмет максимум возможного. И невозможного.
И даже если акция была, но уже закончилась — скидку с вас всё равно потребуют. В крайнем случае заявят — ну тогда мы подождём следующей акции. И что вы ответите?
И совсем плохо, если как том примере, с которого началась моя статья, акция проводится фактически постоянно.
Для закупщика это значит только одно — начальным отсчетом для торговли являются не базовые цены, а цены с учётом акции.
Логика тут простая и понятная — «акционные» цены доступны всегда, а теперь давайте поговорим за дополнительную скидку.
Я уже не говорю о том, что к продукту или услуге, на которую действуют вот такие постоянные скидки доверие не большое. Раз акции проводятся постоянно, значит пробоем со сбытом, а значит либо продавца и маркетинг плохие, либо продукт ужасный и никому не нужный.
Вот вы, например, верите в высокое качество товаров, продающихся в магазине «Всё по 40 рублей»?
Теперь про личный опыт
Даём ли мы скидки? Да, даём. Но!
Во-первых, это всегда происходит индивидуально, для достаточно небольшого числа клиентов.
Во-вторых, мы практически никогда не снижаем цены, а предлагаем либо дополнительные лицензии, либо дополнительное время по подписке.
В-третьих, мы не предлагаем скидки просто так. Хотите дополнительные 3 месяца? Купите не менее 100 лицензий, не менее чем на год и оплатите не позже 31 числа.
И вот тут уже можно торговаться. Потому что если обычно закупщики обменивают скидку на сам факт закупки, то в нашем случае мы обмениваем дополнительный товар (издержки на тиражирование которого не велики) на выполнение определенных условий (сам факт закупки при этом уже не оспаривается).
Удачи вам в ценообразовании.
И в бизнесе в целом :)
Автор: