Как выжить стартапу в конкуренции с компанией-монополистом
Стоит ли молодым проектам ввязываться в конкуренцию, есть ли хоть какие-нибудь преимущества перед “китами” рынка и, что стоит знать, развивая стартап, чтобы занять свою нишу.
Любой стартапер, прежде чем начать реализовывать свой собственный план Барбаросса по завоеванию рынка с помощью своей инновационной идеи, непременно должен изучить плацдарм и задать себе вопрос: а не делает ли кто-то уже то же самое? И если да, то как я могу делать это лучше/качественнее/быстрее/дешевле? (Нужное подчеркнуть). И если у вас есть ответ на этот вопрос, то вы практически в дамках.
Но вот ключевое слово в данном случае “практически”. Ведь бывают случаи, когда на рынке, который вы планируете занять хотя бы частично, уже существует огромная компания, у которой довольно неплохая репутация.
Значит ли это, что вам следует забыть о своей идеи и констатировать полное поражение плана Барбаросса, которому не суждено было даже начать осуществляться? – “Отнюдь, нет, – считает Андрей Прудко – основатель международной фриланс-платформы для специалистов языковой сферы 2Polyglot.com, – Мы не побоялись войти на рынок, на котором уже существует ярко выраженный лидер. Главное помнить, что в лобовую атаку с компанией, которая в разы больше вашей, идти не стоит. Когда монополист контролирует весь рынок, это не значит, что он полностью контролирует все отдельно взятые ниши на этом рынке. А это и есть ключ к успеху стартапа в такой ситуации. Если незанятого рынка нет, то его всегда можно создать самому”.
Если говорить про международный рынок фриланса в целом, то можно с уверенностью сказать, что он полностью монополизирован. И в случае возражений – как говорил сооснователь PayPal Питер Тиль (Peter Thiel) в своей лекции для Стэндфордского университета: “Есть две самые большие лжи в конкуренции: монополисты утверждают, что на рынке кроме них есть ещё множество компаний и что они находятся на высококонкурентном рынке, а компании-немонополисты уверяют, что владеют монополией”.
Рынок фриланса тогда и сейчас
Количество фрилансеров по регионам
Согласно исследованию McКinsey, еще в 2012 году в мире насчитывалось 30 миллионов фрилансеров, а к 2025 этот показатель возрастет до 3 миллиардов человек.
В 2013 году количество фрилансеров в Европе возросло на 45% с 6.2 миллиона до 8.9 миллиона человек по сравнению с 2004 годом.
По данным Forbes, в июле 2014 года в США фрилансеры и временные сотрудники составляли порядка 15% всей рабочей силы страны, и прогнозировалось, что к 2020 одни только фрилансеры будут составлять до 16% всего рынка трудовых ресурсов. В октябре 2014 Upwork опубликовали данные о том, что в США насчитывается 53 миллиона фрилансеров, что уже составляет около 34% всей рабочей силы Америки. В 2015 году количество независимых специалистов возросло ещё на 700 тысяч, из которых 60% стали зарабатывать больше после ухода с постоянного места работы. Как видно из данных исследований – рынок международного фриланса растёт быстрее, чем успевают публиковаться прогнозы.
Именно от этого пирога решили отрезать свой кусочек в команде украинского стартапа Polyglot и выбрали его на свой вкус: фриланс-услуги специалистов только языковой сферы (перевод текстов и речи, копирайтинг, репетиторство иностранных языков).
“Если человеку нужны туфли, то он предпочтёт зайти в большой магазин обуви, нежели пойдёт в торговый центр, где, наверняка, тоже продают туфли. Так же и с услугами фрилансеров: если нужен перевод текста или написание текста на любом языке, то большинство скорее всего выберет специализированную фриланс-платформу”, – утверждает основатель Андрей Прудко.
Преимущества стартапа перед компанией-монополистом
Казалось бы, что никаких сильных сторон по сравнению с огромной компанией у стартапа и быть не может. Как может маленький и малоизвестный проект противостоять опытной и знаменитой компании? В чём же секретные преимущества? – Как раз в том, что он маленький и малоизвестный.
Преимущество №1. Малоизвестный
Низкая узнаваемость бренда стартапа даёт ему возможность чаще экспериментировать. У начинающего проекта больше плацдарм для маневров в отличие от корпораций, которые сами же ограничивают свой круг действий за счёт своих размеров и наличия широкой аудитории, которую они не могут бросить, сказав: “Извините, у нас пивот”. Возможности экспериментирования с функционалом и дизайном у больших компаний очень ограничены, ведь малейшая оплошность с их стороны будет раздута СМИ до неузнаваемости, что может навредить бизнесу. К стартапам же относятся лояльно практически все: инвесторы, СМИ, венчурные фонды и даже их собственная аудитория.
Преимущество №2. Маленький
“Ну тут уже точно нет никаких плюсов”, – подумаете вы. Возможно, даже процитируете древнеримского поэта Овидия: “Маленькое государство не может соперничать с большим; маленькая армия не может соперничать с большой; слабая армия не может соперничать с сильной”. Но вы всё равно ошибётесь. Знаете, какая самая большая проблема больших компаний? – Несмотря на слаженный механизм управления, расширенную клиентскую поддержку и, возможно, собственный call-центр из 100 человек, большие компании никогда не смогут реализовать действительно индивидуальный подход к клиентам. Задача таких компаний в клиентской поддержке – минимизация временных затрат на общение с пользователями. Но ведь качественный сервис не может быть минимизирован. Искреннее желание помочь и персональное внимание к каждому клиенту – вот ключ к успеху стартапа, который хочет занять небольшую нишу на рынке, где давно установилась монополия. Так, по словам Кевина Хэйла (Kevin Hale) – сооснователя Wufoo, на начальном этапе развития его компании он вместе со всей командой из десяти человек каждую пятницу отправляли своим пользователям письма по почте, написанные вручную лично ними. Даже Microsoft такого себе позволить не может!
“Единственный раз, когда нам пришло настоящее письмо от компании, было письмо от Google с паролем, когда мы регистрировали 2Polyglot на Google Business. К тому же оно было напечатано”, рассказывал основатель стартапа Андрей Прудко.
Что НЕ делать стартапу, чтобы отвоевать для себя нишу у компании-монополии?
- Не создавать “маленькую” копию компании-монополиста;
- Не пытаться отобрать весь “пирог” у компании-монополиста;
- Не оправдывать свои намерения отобрать весь “пирог” у компании монополиста улучшенным дизайном или крутой “фичей”;
- Не игнорировать недовольства и обращения клиентов.
Четыре кита, на которых должен стоять стартап, чтобы эффективно конкурировать с компанией монополистом:
- Идея
- Продукт
- Команда
- Реализация
Эта концепция принадлежит Сэму Альтману (Sam Altman) – президенту стартап-инкубатора Y Combinator.
Очевидно, идея ни в коем случае не должна быть клоном продукта или сервиса, которыми уже владеет компания-монополист. “Если мы говорим о бизнес-клонах, ключевую идею которых можно описать, используя незначительные отличия, такие как улучшенный дизайн или ориентация какого-то вина в качестве аудитории вашего продукта, то часто такие бизнесы не являются конкурентоспособными”, – говорит Сэм в своей лекции для студентов Стэндфордского университета.
Опираясь на вышеизложенное, ключ к выживанию в условиях соперничества стартапа с компанией-монополистом как раз лежит в использовании всех преимуществ начинающего проекта и в выборе оптимальной ниши на обширном, ранее занятом рынке.
Автор: