Летний переполох: ищем облачную CRM

В начале лета ко мне обратился знакомый владелец небольшого бизнеса и попросил о том, «сам не знаю о чем, ну, в общем такой электронный менеджер». Несмотря на растущий бизнес, он долго сокрушался и из его рассказа стало понятно, что мониторы менеджеров спрлошь заклеены стикерами-напоминалками, таблицы MS Excel неудобны для ведения клиентов, сделки стали срываться хотя бы потому, что о некоторых из них забывали. После небольшого опроса выяснилось, что к старту осеннего бума продаж и клиентов он хочет приобрести программу, которую «раз и открыл», занес клиента, закрыл, проконтролировал, прикрепил документ, проверил оплату, поздравил всех с завершением сделки. Ну и, само собой, недорого и быстро. Дополнительным требованием была возможность доступа сотрудников с их iPad, устройств на Android и с домашних терминалов. Ответ для него возник незамедлительно: CRM, причем лучше в облаке, благо что бизнес не предъявляет особых требований к безопасности.

Он кивнул, сказал, что слышал, попросил подобрать и оставил меня наедине с добрым десятком сайтов и закачанных с них демо-версий. В итоге CRM была выбрана и куплена, а для хабрасообщества родился пост, который, возможно, поможет менеджерам при необходимости сделать выбор и избавиться от суетливых записок, блокнотов, стикеров и проч…

Конечно, абсолютно все CRM рассмотреть невозможно, выбор пал на те, что на слуху, на первой странице поиска или в Яндекс.Директе.
image

Полуфиналисты

Первой была CRM Asoft, которая на сайте предлагает малому бизнесу приобрести стандартную версию предложения SaaS. Несложная система со стандартным функционалом и неплохим интерфейсом. Однако ей было отказано ввиду невнятной политики продажи дискового пространства — помесячная оплата за 200Мб на пользователя плюс каждые последующие 10 Мб за небольшую дополнительную плату. Для наших задач это было откровенно мало и немного дорого.

Система SalesMax от MaviSoft предложила очень простой вход в демо-версию с уже существующими данными, что значительно облегчило знакомство с функционалом. Вычурная аналитика в этой системе заменена на простую, доступную и удобную статистику, справочники легко и быстро редактируются. В целом — простая и быстрая CRM с привычными формами и хорошим web-интерфейсом, похожим на интерфейс многих desktop CRM.

Облачная версия Iris CRM привлекла интерфейсом и приятной демо-версий, мгновенно запустившейся прямо с сайта без дополнительных регистраций. CRM включает в себя продажи (заказы, платежи, продукты, выпуски), маркетинг в части описания мероприятий, площадок и фиксирования факта рассылок, документооборот, несложную, но удобную, обширную и небезынтересную аналитику (эффективность менеджеров, воронка продаж и проч..). Продуман личный кабинет для клиентов, предоставляемый за отдельную плату. В целом CRM выглядит как планинг с множеством excel-подобных страниц. Интерфейс достаточно приятный, простой и понятный.

РосБизнесСофт CRM ничего не рассказал на сайте о ценах, но в лучших традициях предложил бесплатную версию облачной CRM на 30 дней. С момента входа в саму CRM начались поразительные и забавные моменты, видимо, у разработчиков хорошо с юмором. Первое — это не просто интуитивный интерфейс, а прямо-таки родной и знакомый до боли для миллионов. Судите сами (прошу прощения за обрезку по названию компании):

image

При создании контрагента — первое же неудобство — вбиваешь короткие данные, жмешь «Добавить» и открывается пустая форма, а к форме на странице относятся лишь кнопки «Сбросить» и «Найти». Создаем сотрудника (кстати, очень повеселило поле «Краткое имя сотрудника») — заполняем все поля, загружаем фото, даем права доступа в CRM — а кнопки «Сохранить», «Записать», «Создать», «ОК» не обнаружено, несчастная секретарша с коротким именем Васёк так и осталась не созданной. Создаем контрагента — при создании по умолчанию можно выбрать одну из 4 стран: Ватикан, Китай, Нигерия, Россия. Видимо, разработчики уверены, что это самые популярные контрагенты в России. Однако в справочниках можно руками добавить необходимое количество стран. Кстати, словари, справочники и формы порадовали — можно создавать свои уникальные метки, шаблоны, настройки и значения. Здесь же, в справочниках нашлась настройка с именем «Тестовая глобаль» и двумя полями «Что-то» и «Что-то ещё».

В системе есть задачи, склад, движение по складу, планинг маркетинга и рассылок, календарь, сервисный модуль для работы с обращениями клиентов, папки для хранения файлов, неплохие отчеты. В целом, CRM очень сырая, даже по названиям некоторых переменных и виду форм. Однако при должной доработке она спокойно войдет в ряд ей подобных и получит еще не одного клиента.

Freshcloud еще на сайте доступно, серьезно и ярко рассказывает о преимуществах desktop и облачных решений. Компания предлагает получить web-систему как интерфейс для удаленной работы с «классической» версией FreshOffice или же возможность разместить всю CRM в облаке. CRM включает в себя модули контрагентов, хранения файлов, аналитику, финансы, рассылки, документы (на поверку всего лишь организация документооборота). Аналитика стандартная для оперативной CRM: продажи, статистика по сделкам и проч… Из фишек очень привлекли наличие личного кабинета клиента с отдельным доступом и возможность общения с клиентами: от отзывов до сообщений. Создалось впечатление отличной возможности для онлайн-коммуникации с клиентами, система прекрасно «заточена» под сервис.

Но и эта система разочаровала, прежде всего, интерфейсом регистрации — нигде не указано, что все поля необходимы для заполнения, а при пустых полях отбрасывает снова на форму регистрации и возвращает сообщение об ошибке. Ссылка на демо-версию в Mozilla работать отказалась, потребовала установки Google Chrome. Заходим через Google Chrome. Интерфейс настойчиво напоминает плашечки Windows 8, что, впрочем, нельзя назвать недостатком — интерфейс удобный, симпатичный и понятный.

Порадовали возможность совершения рассылки прямо из системы, отличная аналитика с различными параметрами и возможностью импорта в PDF, всплывающие окна напоминаний. Есть возможность хранения и прикрепления файлов, различные варианты группировок в функционале, неплохо реализованы процессы и задачи, отличный конструктор справочников. Из фишек — возможность настройки IP телефонии прямо из CRM. В целом, система произвела приятное впечатление, работает быстро, в AppStore есть версия для портативных устройств Apple.

Финалисты

В финал нашего отбора вышли пять облачных CRM или комплексных решений с функционалом CRM, крупных и достаточно известных. Проанализируем их функционал глубже и для удобства сведем все в таблицу.

Мегаплан Битрикс 24 TeamLab amoCRM BPMonline
Бесплатная демо-версия 30 дней нет 45 дней 30 дней несколько дней
Оплата от 212 руб/мес за лицензию от 4990 руб/мес, для 12 работников 5Гб бесплатно, с ограничением функционала от 25$/мес от 350 руб/мес 250€/год on-demand
Интеграция/синхронизация Twitter, Facebook, Gmail, Google календарь Skype, MS Outlook, интернет-магазин,Google Viewer, Google Drive Google Drive, Box, Dropbox, Skydrive Google Apps, Google Calendar, MailChimp, Wufoo, Facebook, Asterisk Google Calendar и MS Outlook
Экспорт/импорт Excel Excel, CSV Excel, CSV Excel, CSV Excel
Техподдержка Хорошие и предельно понятные обучающие видео Есть несколько обучающих видео Есть Есть Есть + презентации о онлайн-чат
Документооборот Есть Есть + можно составить каталог товаров/услуг Есть Есть Есть
Доступ с гаджетов Есть, приложения для iPhone, Android Есть приложения для смартфонов и планшетов Apple, Android CRM модуль доступен в мобильной веб-версии. Смартфоны открывают мобильную версию. На планшетниках открывается стандартная веб-версия, но с некоторыми ограничениями. Есть мобильное приложение для iPhone (просмотр клиентов, сделок, ленты), приложение для Android с функциями добавления клиентов Есть версия для Android
Рассылки (e-mail) Есть Есть Есть Нет Есть
Настройки прав доступа Есть Есть Есть Есть Есть
Тэггирование Есть Есть Есть Есть Нет
Оповещения Есть Есть Есть Есть Есть
Аналитика/отчётность Есть воронка продаж Есть воронка продаж Только по задачам Есть воронка продаж Есть воронка продаж, аналитика по активностям
Оповещения Есть Есть Есть Есть Есть
Структура задач Список, иерархия, диаграмма. Вехи, комментарии, счетчик учета времени, преобразование задачи в проект Список, плоский список, диаграмма Ганта. Подзадачи, быстрые подзадачи Иерархия. Вехи, быстрое меню Список. Комментарии к задачам Задачи с временем в календаре, просмотр по щелчку
Блок маркетинга (мероприятия, план, анализ, итоги) Есть Есть Есть Есть Есть
Минусы, недостатки, замечания Неудобные оповещения, местами перегруженный интерфейс, слишком легкомысленный дизайн Дорого, немного запутанный интерфейс Нет воронки продаж и диаграммы Ганта Не понравилась реализация задач: нет нужной детализации Медленная загрузка, неинтуитивный интерфейс, неудобная структура задач

В пятерку финалистов, как мы можем видеть, попали не только CRM, но и комплексные решения (порталы) с модулем CRM. Тем не менее, их сравнение можно считать справедливым, ведь «чистые» CRM мало отстают от остальных по функционалу, разве только от TeamLab, который помимо проектно-CRM-ного функционала предлагает онлайн-редакторы документов.

На некоторых системах есть отпечаток основной сферы деятельности каждого из девелоперов. Так, Terrasoft знает толк в CRM и наполнил свое решение максимально десктопным функционалом, Битрикс24 по-1С-овски табличен и лаконичен, но это не делает их хуже, напротив, каждый из них уже имеет свой сегмент пользователей. А теперь краткие впечатления о каждом.

Мегаплан. Большая система с богатым функционалом, приятными обучающими роликами и различными фишками. Удобное меню вверху страницы, привычная для пользователей левая панель с счетчиками задач, сообщений и проч., продуманные детали интерфейса, который, впрочем, кажется несерьезным. Такая система походит для больших команд, однако таким компаниям всегда стоит задуматься, а размещать ли данные в облаке или же пользоваться desktop-системами с базой данных на собственном сервере.

Битрикс 24. Система имеет несколько запутанный интерфейс, включает в себя множество «корпоративных» фишек (график отсутствий, структура компании и т.д.). По сути, это большой корпоративный портал с модулем CRM. Из приятных мелочей — строка поиска вверху страницы и большие часы рядом с ней (можно не смотреть вниз экрана на мелкие ситемные часики). В целом, если нет необходимости в большом портале, ради одной CRM система дороговата.

TeamLab. По работе с ним приходилось сталкиваться, но в качестве функционального онлайн-редактора документов, об этом уже было. При первом использовании модуль CRM остался незамеченным. При ближайшем рассмотрении привлекли интерфейс и скорость работы, понравилась иерархия задач. Широкие возможности импорта контактов, интуитивные окна для создания контактов, задач и персоналий в системе дополняются отдельным модулем управления проектами. Это та система, где CRM хоть и не очень богатая «фишками», является не маленьким модулем, а органичной и важной частью портала. В целом, функционал лаконичен — все по делу. Однако недостает аналитики, например, отчетов по эффективности менеджеров и воронки продаж. Без этих фич прожить, конечно можно, но систему они бы только украсили. Вообще, система показалась удобной — зашел, создал контакт-сделку, написал коммерческое предложение в редакторе, прикрепил к сделке, обсудил с коллегами, повесил напоминание — даже в MS Office выходить не надо.

amoCRM. Пожалуй, самая CRM-наполненная система из облачных. Узкое, простое решение с понятной и наглядной аналитикой по продажам, активностям и сотрудникам. Понравиись виджеты, рабочий стол с оперативной лентой событий, реализация раздела «Сделки», возможность отслеживаний и фильтрации последних изменений, сделанных пользователями. Однако, после просмотра многофункциональных порталов четырех конкурентов, в amoCRM начинает чего-то не хватать, хотя бы детализации задач до уровня подзадач и вех проекта.

BPMonline CRM. Облачная версия от CRM-гиганта Terrasoft. Первое, что бросилось в глаза — это медленная загрузка и неинтуитивный, запутанный интерфейс. По шрифту, цветам, организации меню видно, что разработчики стремились к современным стандартам дизайн интерфейсов, однако лакончиность получилась в ущерб юзабилити. Строка поиска вверху страницы задает вопрос «Что я могу для вас сделать?» Назначение этой строки не совем понятно — по словам данные в CRM она не ищет, а уводит на хелп, который, кстати, очень хорошо и подробно написан. Однако есть уверенность, что обычных менеджеров эта строка будет сбивать с толку.

Оглашать решение здесь не буду, чтобы не делать никому пиар. Безусловно, победитель был выбран и куплен. Сейчас он трудится на благо бизнеса, обрастая данными. Говорят, стикеров на экранах менеджеров стало значительно меньше, а сотрудники стали спокойнее.

P.S.: тестирование систем проходило в браузере Mozilla Firefox (кроме Freshcloud) и на мобильных гаджетах. Возможно, было что-то упущено или не найдено, замечания и опыт использования предложенных ситем в комментариях только приветствуются.

Автор: Analitik_Telecom

Источник

Оставить комментарий