Летний переполох: ищем облачную CRM
В начале лета ко мне обратился знакомый владелец небольшого бизнеса и попросил о том, «сам не знаю о чем, ну, в общем такой электронный менеджер». Несмотря на растущий бизнес, он долго сокрушался и из его рассказа стало понятно, что мониторы менеджеров спрлошь заклеены стикерами-напоминалками, таблицы MS Excel неудобны для ведения клиентов, сделки стали срываться хотя бы потому, что о некоторых из них забывали. После небольшого опроса выяснилось, что к старту осеннего бума продаж и клиентов он хочет приобрести программу, которую «раз и открыл», занес клиента, закрыл, проконтролировал, прикрепил документ, проверил оплату, поздравил всех с завершением сделки. Ну и, само собой, недорого и быстро. Дополнительным требованием была возможность доступа сотрудников с их iPad, устройств на Android и с домашних терминалов. Ответ для него возник незамедлительно: CRM, причем лучше в облаке, благо что бизнес не предъявляет особых требований к безопасности.
Он кивнул, сказал, что слышал, попросил подобрать и оставил меня наедине с добрым десятком сайтов и закачанных с них демо-версий. В итоге CRM была выбрана и куплена, а для хабрасообщества родился пост, который, возможно, поможет менеджерам при необходимости сделать выбор и избавиться от суетливых записок, блокнотов, стикеров и проч…
Конечно, абсолютно все CRM рассмотреть невозможно, выбор пал на те, что на слуху, на первой странице поиска или в Яндекс.Директе.
Полуфиналисты
Первой была CRM Asoft, которая на сайте предлагает малому бизнесу приобрести стандартную версию предложения SaaS. Несложная система со стандартным функционалом и неплохим интерфейсом. Однако ей было отказано ввиду невнятной политики продажи дискового пространства — помесячная оплата за 200Мб на пользователя плюс каждые последующие 10 Мб за небольшую дополнительную плату. Для наших задач это было откровенно мало и немного дорого.
Система SalesMax от MaviSoft предложила очень простой вход в демо-версию с уже существующими данными, что значительно облегчило знакомство с функционалом. Вычурная аналитика в этой системе заменена на простую, доступную и удобную статистику, справочники легко и быстро редактируются. В целом — простая и быстрая CRM с привычными формами и хорошим web-интерфейсом, похожим на интерфейс многих desktop CRM.
Облачная версия Iris CRM привлекла интерфейсом и приятной демо-версий, мгновенно запустившейся прямо с сайта без дополнительных регистраций. CRM включает в себя продажи (заказы, платежи, продукты, выпуски), маркетинг в части описания мероприятий, площадок и фиксирования факта рассылок, документооборот, несложную, но удобную, обширную и небезынтересную аналитику (эффективность менеджеров, воронка продаж и проч..). Продуман личный кабинет для клиентов, предоставляемый за отдельную плату. В целом CRM выглядит как планинг с множеством excel-подобных страниц. Интерфейс достаточно приятный, простой и понятный.
РосБизнесСофт CRM ничего не рассказал на сайте о ценах, но в лучших традициях предложил бесплатную версию облачной CRM на 30 дней. С момента входа в саму CRM начались поразительные и забавные моменты, видимо, у разработчиков хорошо с юмором. Первое — это не просто интуитивный интерфейс, а прямо-таки родной и знакомый до боли для миллионов. Судите сами (прошу прощения за обрезку по названию компании):
При создании контрагента — первое же неудобство — вбиваешь короткие данные, жмешь «Добавить» и открывается пустая форма, а к форме на странице относятся лишь кнопки «Сбросить» и «Найти». Создаем сотрудника (кстати, очень повеселило поле «Краткое имя сотрудника») — заполняем все поля, загружаем фото, даем права доступа в CRM — а кнопки «Сохранить», «Записать», «Создать», «ОК» не обнаружено, несчастная секретарша с коротким именем Васёк так и осталась не созданной. Создаем контрагента — при создании по умолчанию можно выбрать одну из 4 стран: Ватикан, Китай, Нигерия, Россия. Видимо, разработчики уверены, что это самые популярные контрагенты в России. Однако в справочниках можно руками добавить необходимое количество стран. Кстати, словари, справочники и формы порадовали — можно создавать свои уникальные метки, шаблоны, настройки и значения. Здесь же, в справочниках нашлась настройка с именем «Тестовая глобаль» и двумя полями «Что-то» и «Что-то ещё».
В системе есть задачи, склад, движение по складу, планинг маркетинга и рассылок, календарь, сервисный модуль для работы с обращениями клиентов, папки для хранения файлов, неплохие отчеты. В целом, CRM очень сырая, даже по названиям некоторых переменных и виду форм. Однако при должной доработке она спокойно войдет в ряд ей подобных и получит еще не одного клиента.
Freshcloud еще на сайте доступно, серьезно и ярко рассказывает о преимуществах desktop и облачных решений. Компания предлагает получить web-систему как интерфейс для удаленной работы с «классической» версией FreshOffice или же возможность разместить всю CRM в облаке. CRM включает в себя модули контрагентов, хранения файлов, аналитику, финансы, рассылки, документы (на поверку всего лишь организация документооборота). Аналитика стандартная для оперативной CRM: продажи, статистика по сделкам и проч… Из фишек очень привлекли наличие личного кабинета клиента с отдельным доступом и возможность общения с клиентами: от отзывов до сообщений. Создалось впечатление отличной возможности для онлайн-коммуникации с клиентами, система прекрасно «заточена» под сервис.
Но и эта система разочаровала, прежде всего, интерфейсом регистрации — нигде не указано, что все поля необходимы для заполнения, а при пустых полях отбрасывает снова на форму регистрации и возвращает сообщение об ошибке. Ссылка на демо-версию в Mozilla работать отказалась, потребовала установки Google Chrome. Заходим через Google Chrome. Интерфейс настойчиво напоминает плашечки Windows 8, что, впрочем, нельзя назвать недостатком — интерфейс удобный, симпатичный и понятный.
Порадовали возможность совершения рассылки прямо из системы, отличная аналитика с различными параметрами и возможностью импорта в PDF, всплывающие окна напоминаний. Есть возможность хранения и прикрепления файлов, различные варианты группировок в функционале, неплохо реализованы процессы и задачи, отличный конструктор справочников. Из фишек — возможность настройки IP телефонии прямо из CRM. В целом, система произвела приятное впечатление, работает быстро, в AppStore есть версия для портативных устройств Apple.
Финалисты
В финал нашего отбора вышли пять облачных CRM или комплексных решений с функционалом CRM, крупных и достаточно известных. Проанализируем их функционал глубже и для удобства сведем все в таблицу.
Мегаплан | Битрикс 24 | TeamLab | amoCRM | BPMonline | |
---|---|---|---|---|---|
Бесплатная демо-версия | 30 дней | нет | 45 дней | 30 дней | несколько дней |
Оплата | от 212 руб/мес за лицензию | от 4990 руб/мес, для 12 работников 5Гб бесплатно, с ограничением функционала | от 25$/мес | от 350 руб/мес | 250€/год on-demand |
Интеграция/синхронизация | Twitter, Facebook, Gmail, Google календарь | Skype, MS Outlook, интернет-магазин,Google Viewer, Google Drive | Google Drive, Box, Dropbox, Skydrive | Google Apps, Google Calendar, MailChimp, Wufoo, Facebook, Asterisk | Google Calendar и MS Outlook |
Экспорт/импорт | Excel | Excel, CSV | Excel, CSV | Excel, CSV | Excel |
Техподдержка | Хорошие и предельно понятные обучающие видео | Есть несколько обучающих видео | Есть | Есть | Есть + презентации о онлайн-чат |
Документооборот | Есть | Есть + можно составить каталог товаров/услуг | Есть | Есть | Есть |
Доступ с гаджетов | Есть, приложения для iPhone, Android | Есть приложения для смартфонов и планшетов Apple, Android | CRM модуль доступен в мобильной веб-версии. Смартфоны открывают мобильную версию. На планшетниках открывается стандартная веб-версия, но с некоторыми ограничениями. | Есть мобильное приложение для iPhone (просмотр клиентов, сделок, ленты), приложение для Android с функциями добавления клиентов | Есть версия для Android |
Рассылки (e-mail) | Есть | Есть | Есть | Нет | Есть |
Настройки прав доступа | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
Тэггирование | Есть | Есть | Есть | Есть | Нет |
Оповещения | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
Аналитика/отчётность | Есть воронка продаж | Есть воронка продаж | Только по задачам | Есть воронка продаж | Есть воронка продаж, аналитика по активностям |
Оповещения | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
Структура задач | Список, иерархия, диаграмма. Вехи, комментарии, счетчик учета времени, преобразование задачи в проект | Список, плоский список, диаграмма Ганта. Подзадачи, быстрые подзадачи | Иерархия. Вехи, быстрое меню | Список. Комментарии к задачам | Задачи с временем в календаре, просмотр по щелчку |
Блок маркетинга (мероприятия, план, анализ, итоги) | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
Минусы, недостатки, замечания | Неудобные оповещения, местами перегруженный интерфейс, слишком легкомысленный дизайн | Дорого, немного запутанный интерфейс | Нет воронки продаж и диаграммы Ганта | Не понравилась реализация задач: нет нужной детализации | Медленная загрузка, неинтуитивный интерфейс, неудобная структура задач |
В пятерку финалистов, как мы можем видеть, попали не только CRM, но и комплексные решения (порталы) с модулем CRM. Тем не менее, их сравнение можно считать справедливым, ведь «чистые» CRM мало отстают от остальных по функционалу, разве только от TeamLab, который помимо проектно-CRM-ного функционала предлагает онлайн-редакторы документов.
На некоторых системах есть отпечаток основной сферы деятельности каждого из девелоперов. Так, Terrasoft знает толк в CRM и наполнил свое решение максимально десктопным функционалом, Битрикс24 по-1С-овски табличен и лаконичен, но это не делает их хуже, напротив, каждый из них уже имеет свой сегмент пользователей. А теперь краткие впечатления о каждом.
Мегаплан. Большая система с богатым функционалом, приятными обучающими роликами и различными фишками. Удобное меню вверху страницы, привычная для пользователей левая панель с счетчиками задач, сообщений и проч., продуманные детали интерфейса, который, впрочем, кажется несерьезным. Такая система походит для больших команд, однако таким компаниям всегда стоит задуматься, а размещать ли данные в облаке или же пользоваться desktop-системами с базой данных на собственном сервере.
Битрикс 24. Система имеет несколько запутанный интерфейс, включает в себя множество «корпоративных» фишек (график отсутствий, структура компании и т.д.). По сути, это большой корпоративный портал с модулем CRM. Из приятных мелочей — строка поиска вверху страницы и большие часы рядом с ней (можно не смотреть вниз экрана на мелкие ситемные часики). В целом, если нет необходимости в большом портале, ради одной CRM система дороговата.
TeamLab. По работе с ним приходилось сталкиваться, но в качестве функционального онлайн-редактора документов, об этом уже было. При первом использовании модуль CRM остался незамеченным. При ближайшем рассмотрении привлекли интерфейс и скорость работы, понравилась иерархия задач. Широкие возможности импорта контактов, интуитивные окна для создания контактов, задач и персоналий в системе дополняются отдельным модулем управления проектами. Это та система, где CRM хоть и не очень богатая «фишками», является не маленьким модулем, а органичной и важной частью портала. В целом, функционал лаконичен — все по делу. Однако недостает аналитики, например, отчетов по эффективности менеджеров и воронки продаж. Без этих фич прожить, конечно можно, но систему они бы только украсили. Вообще, система показалась удобной — зашел, создал контакт-сделку, написал коммерческое предложение в редакторе, прикрепил к сделке, обсудил с коллегами, повесил напоминание — даже в MS Office выходить не надо.
amoCRM. Пожалуй, самая CRM-наполненная система из облачных. Узкое, простое решение с понятной и наглядной аналитикой по продажам, активностям и сотрудникам. Понравиись виджеты, рабочий стол с оперативной лентой событий, реализация раздела «Сделки», возможность отслеживаний и фильтрации последних изменений, сделанных пользователями. Однако, после просмотра многофункциональных порталов четырех конкурентов, в amoCRM начинает чего-то не хватать, хотя бы детализации задач до уровня подзадач и вех проекта.
BPMonline CRM. Облачная версия от CRM-гиганта Terrasoft. Первое, что бросилось в глаза — это медленная загрузка и неинтуитивный, запутанный интерфейс. По шрифту, цветам, организации меню видно, что разработчики стремились к современным стандартам дизайн интерфейсов, однако лакончиность получилась в ущерб юзабилити. Строка поиска вверху страницы задает вопрос «Что я могу для вас сделать?» Назначение этой строки не совем понятно — по словам данные в CRM она не ищет, а уводит на хелп, который, кстати, очень хорошо и подробно написан. Однако есть уверенность, что обычных менеджеров эта строка будет сбивать с толку.
Оглашать решение здесь не буду, чтобы не делать никому пиар. Безусловно, победитель был выбран и куплен. Сейчас он трудится на благо бизнеса, обрастая данными. Говорят, стикеров на экранах менеджеров стало значительно меньше, а сотрудники стали спокойнее.
P.S.: тестирование систем проходило в браузере Mozilla Firefox (кроме Freshcloud) и на мобильных гаджетах. Возможно, было что-то упущено или не найдено, замечания и опыт использования предложенных ситем в комментариях только приветствуются.
Автор: Analitik_Telecom