Проектировщик — менеджер проекта. Реальность или утопия?

Давайте сначала расскажу, что я вкладываю в понятие проектировщика.

Очень редкого человека я могу назвать проектировщиком. Чаще приходится использовать другие термины, сразу дающие понять в какой из областей проектирования он хорош.

Если он хорошо общается с клиентом и выведывает у него информацию о компании, производственных процессах, целевой аудитории, а затем превращает их во вводные и договоры, то это в первую очередь аккаунт или продавец. Он умеет не только слушать, но и говорить. Он делает так, чтобы клиент понимал, что они работают над проектом по одну сторону баррикад.

Если он формирует эту информацию в список функциональных требований, создаёт по ним структуру разделов будущего проекта, а потом превращает это в интерактивный прототип, то это UX-дизайнер.

Если получившийся прототип не только демонстрирует принципы пользовательского взаимодействия, но и учитывает SEO, отображение на разных типах устройств, сетку, размеры тех или иных элементов и расстановку акцентов, — это уже UI-дизайнер. Частенько UI-дизайнер оказывается просто дизайнером, который работает уже в фотошопе по прототипу, предоставленному UX-дизайнером.

Если же специалист в состоянии взять такой прототип и написать по нему функциональную спецификацию, а то и техническое задание (на проектах посложнее) с диаграммами данных, то это уже технический писатель.

Так вот проектировщик в моём понимании может обладать одновременно всеми этими компетенциями плюс дополнительным набором качеств, которые помогут ему делать успешные проекты. Вот основные:

  • Осведомлённость обо всех дальнейших этапах разработки после проектирования и способность оценить их себестоимость и, по результатам, эффективность;
  • Набор знаний по психологии. Это нужно и для общения с клиентом на нулевом этапе и для понимания того, как будут себя вести пользователи проектов и почему;
  • Про поисковую оптимизацию я уже говорил, но не будет лишним повториться;
  • Опыт предпринимательской деятельности. Это, конечно, высший пилотаж, но пункт очень важный. Это позволит разговаривать с клиентом на одном языке. Те, кто работают в студиях, меня легко поймут: часто в критических ситуациях, когда исполнители и клиенты не могут договориться, в бой вступает сам собственник студии и дело идёт на поправку. Этого бы не понадобилось, если бы менеджер проекта (или аккаунт, если угодно), сам обладал какими-нибудь своими, пусть маленькими, проектами, и уже расставлял приоритеты в работе в соответствии с желанием помочь клиенту поскорее заработать, а не сделать проект понавороченнее (а значит и дороже).

А теперь давайте представим себе, что произойдёт, если такой проектировщик будет менеджером проекта. Просто перечислим плюсы и минусы.

Плюсы

  • Отсутствие «испорченного телефона» при сборе требований к проекту в самом начале пути. Потому что передавать их нужно будет самому себе;
  • Знакомство и постоянное общение с клиентом позволит быстро получать недостающую информацию, напрямую обращаясь к нему (сейчас большинство студий и так не боятся знакомить клиентов со своими исполнителями, но доверительные отношения чаще возникают именно между проджектом и клиентом);
  • Отсутствие «испорченного телефона» при передаче прототипа в разработку. Проектировщик не только осведомлён о потенциальных тонких местах проекта, но и заинтересован в том, чтобы их устранять, ведь ему не на кого переложить ответственность за них (в отличие от сценариев, где менеджер проекта и проектировщик — это разные люди);
  • Скорость реакции на комментарии клиента. Не нужно говорить: «Сейчас спрошу у Васи, когда он внесёт ваши правки». Можно сразу сказать: «Я внесу правки тогда-то». Плюс исчезает необходимость сводить Васю с клиентом для уточнения непонятных моментов в новых комментариях.
Минусы

  • Возникает сложность в написании функциональных спецификаций. Потому что если ты менеджер проекта, то считаешь, что всегда можешь донести непонятные моменты до разработчиков на словах, по мере их возникновения. Несмотря на это, писать функциональные спецификации всё-таки нужно. Но мотивация ниже, чем у просто технического писателя;
  • Таких людей сложно найти. Проектировщиками в большинстве случаев становятся технари (дизайнеры всё-таки чаще останавливаются на UI). Им часто тяжело общаться с клиентами. Ко мне периодически обращаются незнакомые люди, которые хотели бы со мной поработать, и показывают неплохие прототипы в качестве примеров. Но они начинают общение запанибратски, либо чрезмерно официально и заискивающе, что демонстрирует их неумение эффективно наладить первый контакт. А для меня это очень важно, потому что в большинстве случаев я ищу именно тех людей, которые потенциально станут проектировщиками-менеджерами. Пока не существует таких кузниц кадров в виде курсов или интенсивов, где давалась бы комплексная информация по всем областям, которые я перечислил в начале статьи. Кандидату в проектировщики сейчас пришлось бы посетить параллельно несколько курсов, что было бы затратно и по времени, и по деньгам. Студии тоже частенько не в состоянии самостоятельно выковать такого специалиста. Ими становятся люди определённого склада ума, высокой замотивированности и любви к своей профессии.

Поэтому вся идея выглядела бы утопичной, если бы мне не удалось однажды воплотить её в жизнь и протестировать в рамках компании, в которой я работал, а впоследствии и в своём бюро проектирования. Людей, которые со мной работают, я искал на протяжении пяти лет (их можно пересчитать по пальцам одной руки), и мне не приходилось их обучать. Мы просто делились друг с другом опытом в процессе работы.

Если вы один из таких универсалов, то у меня для вас хорошие новости. Впрочем, вы и так об этом знаете.

Автор: Ekamelev

Источник

Оставить комментарий