ИИ-система принятия решений: как искусственный интеллект изменит управление организацией
Хочу начать с дисклеймера — я больше не работаю в Токеон, эту статью и все последующие воспринимайте в отрыве от компании.
А написать сегодня хочу о концепции внедрения ИИ в систему принятия решений руководителя организации. В качестве примеров в этой статье я использую продукты, которые себя хорошо зарекомендовали, с которыми есть практический опыт реализации такой системы. Второй дисклеймер — воспринимать их как единственно возможные, конечно, не стоит.
Проблема: информационный хаос и человеческий фактор
Руководители сегодня тонут в информации. Отчёты, метрики, дашборды, совещания, письма — всё это создаёт иллюзию контроля, но на самом деле мешает принимать эффективные решения.
Когда руководитель запрашивает информацию у сотрудников, возникает классическая проблема: человеческий фактор. Сотрудники приукрашивают данные, представляют их в выгодном свете, а иногда просто не понимают, что именно нужно руководителю. На качество информации напрямую влияет компетенция человека, который готовит информацию для руководителя.
Важно отметить и социальные эффекты. Неаккуратно заданный вопрос может привести к непоправимым последствиям — сотрудники начинают нервничать, додумывать, готовиться к худшему. В итоге руководитель получает не объективную картину, а искажённую версию реальности.
Решение: личный ИИ-ассистент руководителя
Искусственный интеллект на текущий момент — одно из возможных решений для анализа данных и выявления ценной информации. Он не устаёт, не приукрашивает, не нервничает и не имеет личных интересов.
В этом подходе можно было бы предоставить руководителю личного ИИ-ассистента с ключом доступа, который будет:
— Анализировать цифровой след организации
— Предоставлять объективную информацию без социального следа
— Работать 24/7 без перерывов на обед и выходные
Чат с ИИ как первичный инструмент
Чат с ИИ — интуитивно понятный способ доступа к информации. Современные LLM способны не только давать текстовые ответы, но и создавать графики, таблицы, отчёты.
Но это не односторонняя связь. С помощью чата можно настраивать персональный дашборд руководителя, оперативно создавать отчёты под конкретную ситуацию.
Для новых сотрудников чат позволит быстро вникнуть в специфику корпоративной среды и получить необходимую информацию, не отвлекая опытных коллег от работы.
Интеллектуальные дашборды
На основе уникальных интересов конкретного руководителя можно формировать интеллектуальные дашборды — набор показателей, отображающих в реальном времени информацию, соответствующую текущим задачам.
ИИ способен не только своевременно предоставлять необходимую информацию, но и сохранять критерии её отбора в настройках дашборда. Управлять такими дашбордами можно на естественном языке, не привлекая технических сотрудников и аналитиков.
Поскольку персональные дашборды основаны на объективных данных, можно получить:
— Независимую экспертизу по реализации проектов
— Независимую экспертизу по личному вкладу сотрудника в эффективность
— Анализ даже в неизвестных предметных областях
Такая независимая экспертиза позволит выявить риски на ранних этапах и принять меры ещё до того, как проблема начала оказывать негативное влияние.
Управление цифровым следом
Стратегия навязывания процессов цифровых инструментов контроля показала свою неэффективность. Внедрённые инструменты заставляли менять процессы, часто не в лучшую сторону.
Предлагаю заменить эту стратегию на управление цифровым следом. Суть в том, что мы требуем обязательного создания цифровых артефактов в ходе реализации бизнес-процессов, но не изменяем сами процессы.
Цифровой след в значительном объёме может формироваться автоматически. У любой компании есть масса систем, из которых можно извлечь цифровой след: CRM, ERP, системы мониторинга, базы данных.
Например, эта цель хорошо достигается благодаря DocHub и его datalake, который мы расширяем доступом к базам данных, хранящим цифровой след о работе продукта, операционной деятельности, финансовых операциях.
Токенизация решений
Если мы сможем оценить личный вклад участника в то или иное решение, то сможем его измерить. А значит, готовы реализовать токенизацию решения — оценку вклада сотрудника, количественную характеристику решения с различных критериев эффективности.
Возможности:
— Оценить стоимость задачи, её сложность, влияние на результат
— Оценить эффективность вклада сотрудника в бизнес компании, влияние на прибыль
— Выстроить прогностическую модель
Целеполагание с помощью ИИ
Мы описываем результат, который хотим получить, а не пытаемся оцифровать то, что уже есть.
Описываем процесс:
— Входные данные
— Требования к результату
— Выходные данные
Ставим цели в отношении процесса:
— Ускорение (сокращение среднего времени на исполнение задач)
— Снижение затрат
— Соблюдение требований по качеству
Алгоритм работы:
1. Моделируем процесс в DocHub
2. Описываем требования к процессу (метрики)
3. Анализируем текущее состояние процесса с помощью ИИ-ассистента
4. Разрабатываем и оцениваем меры по достижению целей
5. Реализуем меры и регулярно их оцениваем с помощью ИИ-ассистента
Цифровые модели для прогнозирования
Функционал цифровых моделей, связанный с описанием процессов и реальными операционными данными, позволит выстроить подход к прогнозированию и исследованию возможных вариантов решения крупных задач.
Так мы сможем повысить уверенность в верности принимаемых решений, их оптимальности и исполнимости.
Технологическое обеспечение
Основой реализации является DocHub — система управления архитектурой и документацией как кодом. Мы расширяем её datalake доступом к различным источникам данных организации.
Для работы с ИИ используем RAG (Retrieval-Augmented Generation) на основе Yandex LLM. Это позволяет:
— Анализировать корпоративные данные
— Предоставлять контекстно-релевантные ответы
— Обеспечивать безопасность данных
План внедрения
Концептуальный план внедрения в этом случае может выглядеть так:
1. Идентификация источников данных — анализ уже существующих данных, восприятие их как цифрового следа
2. Подключение к DocHub — интеграция с существующими системами
3. Настройка ИИ-ассистента — обучение на корпоративных данных
4. Пилотное внедрение — тестирование с ограниченной группой руководителей
5. Масштабирование — постепенное расширение на всю организацию
Условия успешного внедрения
Для успешного внедрения ИИ-системы принятия решений необходимо:
— Организационная готовность — принятие принципов объективного анализа руководством
— Технологическая база — наличие систем, генерирующих цифровой след
— Культура данных — понимание важности качественных данных
— Поэтапность — внедрение начиная с высокого уровня с последующим каскадированием
Выводы
ИИ-система принятия решений — это не фантастика, а неизбежность. Технологии уже готовы, лидеры индустрии уже используют подобные решения.
В среднесрочной перспективе это приведёт к значительным изменениям в конкурентной среде практически во всех индустриях. Те, кто не успеет адаптироваться, окажутся в невыгодном положении.
Но важно понимать: ИИ не заменит руководителей, а станет их мощным инструментом. Он поможет принимать более качественные решения на основе объективных данных, выявлять риски на ранних этапах и оптимизировать процессы.
Полезные ссылки
— Собственно продукт DocHub: dochub.info и особенно его IDE-версия: https://beta.dochub.info/
— Еще интересный продукт для проектирования процессов: https://stormbpmn.com/
— Отличный BPM-продукт для внедрения в организацию: https://www.comindware.ru/
— Центр компетенций ИИ: https://ai.diplatforms.ru/ и лично Алексей Маркелов: https://diplatforms.ru/team/markelov
Автор: dtimoshe

