О мотивации, эффективности и контроле времени — взгляд с неочевидной стороны
Про мотивацию и эффективность (или неэффективность) работы написано уже огромное количество статей. Попробуем взглянуть на это по-новому. Более научно и в то же время практично.
Начнём с очевидных фактов. Итак:
- Мозг у нас один.
- Мозг работает по-разному, в зависимости от того, чем вы занимаетесь.
- Есть «приятные» процессы (например, привычные действия, общение с доброжелательно настроенными людьми или что-то, связанное с умеренной физической активностью).
- Есть «неприятная» активность мозга, вызывающая почти болезненные ощущения (например, начальный период изучения совершенно нового для вас иностранного языка или языка программирования).
- Мы стремимся минимизировать неприятные ощущения.
- Мечты и «хотелки» в основном являются стремлением к определённым формам работы мозга и состояниям сознания, а вовсе не ситуативными достижениями (хотя мы обычно думаем иначе).
Мозг хоть и не мышца, но провести аналогию мыслительной работы со спортзалом очень уместно. Попрыгать перед зеркалом со скакалкой — это одно, сделать максимально возможное количество упражнений с предельным весом — совсем другое (и это больно). И не будем забывать, что мозг потребляет 20% энергии тела и количество этой энергии зависит от того, спим мы или пишем код.
И самый важный момент. Дело в том, что мозг «не знает», чем в данный момент вы заняты. С точки зрения «мозговых мышц» нет разделения на программирование, просмотр фильма или чтение книги. Обдумывание алгоритма программы может быть похоже на изучение грамматики иностранного языка, рефакторинг иметь сходный паттерн с чтением детектива, а поиск багов для мозга аналогичен например вождению автомобиля (разумеется, на деле дробление функций мельче, и аналогии тут будут очень индивидуальны).
Какие выводы я вижу? Самое главное — планировать работу надо с учётом этих особенностей мозга. Никто не станет делать тренировку в спортзале с отжиманиями, жимом и боксёрским мешком подряд, особенно если сразу после этого предстоит припаивать микропроцессор на плату. Планировать надо не абстрактные действия типа «поработать» или «попрограммировать», а учитывать состояния сознания и мозга, необходимые для данной работы конкретно вам. Не в любое время дня, да и не в любой день можно делать любую работу. Надо с этим смириться и не плыть против течения, а заниматься грамотным планированием, учитывая не формальную внешнюю классификацию деятельности, а ваши индивидуальные физиологические мозговые ощущения. Человек должен осознавать, когда процесс идёт эффективно и на автопилоте, а когда требуется включать «форсаж». И отслеживать, когда вместо мозгового «форсажа» в качестве предохранителя сами собой включаются World of Tanks или Новости vk.
Возможно, «мотивирующие» статьи и подробные планы не работают именно потому, что вызывают мозговой паттерн — спокойствие, повторение, уютная упорядоченность, в то время как работа требует от нас осваивать неизведанное и болезненно создавать новые связи в мозгу. Для действительно эффективной мотивации надо готовить себя не к «изучению английских глаголов», «вёрстке HTML» или «комментированию кода в GIT». Осознайте, какой режим работы мозга потребуется и что вызывает проблему. Можно либо заменить режим работы на другой, либо сознательно готовиться к «боли» в «мозговых мышцах», после которых наступает приятная фаза расслабления. Если болит рука от однообразной пилки дров, то надо либо не пилить, а весело рубить, либо сознательно дозировать однообразные болезненные движения, день за днём увеличивая нагрузку.
И напоследок — есть режимы работы мозга, которые вызывают истощение ресурса уже через минуту-две. То есть после минуты работы мы должны делать выбор — десятиминутная смена деятельности или мучительная прокрастинация.
Возможно, статья многим покажется спорной, особенно по причине отсутствия статистики и ссылок, но тут уж надо либо каждую фразу снабжать ссылкой, либо не делать их вовсе. Сразу отвечу — нет, я не психолог. Да, я долго работаю исключительно как фрилансер в сложной и творческой профессии, требующей долгосрочного (на месяцы и годы) планирования. Да, я не только читал про мозг и занимался самонаблюдением, но и например снимал электроэнцефалограмму с собственного экземпляра в различных стадиях творческой работы, что кстати всем горячо рекомендую.
Автор: