Правильный нейминг или как выделиться среди толпы стартапов
После нашей первой публикации о истории создания стартапа “Метнись Кабанчиком” мы получили множество комментариев о названии нашего проекта. Как обычно, мнения аудитории разделились. Поэтому мы решили вне очереди опубликовать отдельный пост по неймингу и поделиться полученным опытом и наблюдениями.
Почему мы выбрали именно это название? На тот момент оно казалось нам забавным и привлекающим внимание. Даже американский аналог, с которого мы брали пример, имел название “TaskRabbit” (дословно “задание+кролик”, т.е. “кролики, выполняющие задания”). В 2012 году в Украине продолжался бум стартапов, которые изо всех сил пытались завоевать внимание нишевых СМИ. Нужно было выделится среди всей этой массы молодых проектов и немного скандальное название должно было помочь нам в этом.
Но за несколько недель до запуска проекта мы узнали, что не только нам пришло в голову использовать крылатую фразу “метнись кабанчиком”. Такое же название и похожий домен (kabanchi.com) ранее использовал стартап по доставке еды из супермаркетов. Но по какой-то причине основатели этого проекта приняли решение сделать ребрендинг на Zakaz.ua.
Этот факт немного пошатнул нашу уверенность в правильном выборе бренда. Но мы уже настолько привыкли к этому рабочему названию, что по другому назвать его просто не смогли. И нам было очень сложно поверить, что такое название помешает развитию нашего проекта. Поэтому в сентябре 2012 проект был запущен на домене Kabanchik.com.ua под брендом “Метнись Кабанчиком”.
Вызвать эмоции
Первая же публикация в Facebook о запуске проекта принесла множество комментариев и перепостов. Естественно, не все восторгались нашим названием. Но мало кто воздержался от комментирования, а это очень обнадёживало. Многие читатели восприняли эту новость как изменение бизнес-модели kabanchi.com, т.е. нам поневоле досталась доля пиара и репутации, от которой отказались создатели проекта Zakaz.ua.
Месяц спустя после запуска мы отправили заявку в редакцию AIN.ua на краш-тест стартапов. Эта публикация получила намного больше просмотров и комментариев, нежели большинство предыдущих краш-тестов. То же самое мы ощутили в июне 2015 после публикации на трибуне “Цукерберг позвонит”. Как думаете, в чем причина? :)
После краш-теста одним за другим посыпались запросы от журналистов. Сначала нами заинтересовались СМИ среднего уровня, а далее — топовые Интернет и печатные издания. Синергия креативного названия и социальной значимости стартапа произвела взрывной эффект пиар волны.
Врезаться в память
После присоединения нашей команды к обучающей программе бизнес-инкубатора EastLabs волна пиара начала превращаться в цунами. В течении недели к нам приезжали по три съемочной группы от разных ТВ каналов. Как маленькому стартапу удалось привлечь столько внимания ведущих СМИ?
Мы считаем, что главным ключом к успеху на поле битвы за пиар послужило именно выделяющееся и хорошо запоминающееся название. С точки зрения физиологии, наилучшим образом запоминаются яркие, наиболее эмоциональные моменты. Какие эмоции у вас бы вызвало название, например, “БыстроПомощь”? Правильно — никаких. А что подумает человек, впервые услышав название проекта “Метнись Кабанчиком”? — “Это что, шутка такая?”, “Как-как проект называется? :)”, “Более нелепого названия не слышал!”, “Интересно, а чем они занимаются? Зайду-ка посмотрю…”. Вот и главный секрет правильного нейминга — сильная эмоциональная вспышка и вопросы, которые возникают в голове у пользователя.
Многие эксперты говорили, что специалисты не захотят работать на Кабанчике, т.к. название проекта является обидным для них. Но количество регистраций исполнителей удваивается каждый квартал, а общее число заинтересованных специалистов достигло отметки в 62 000 человек. Это достаточный аргумент, чтобы развеять все сомнения?
Мы даже начали вести свою собственную статистику по отношению пользователей к нашему названию бренда. Согласно собранным данным, 9 из 10 человек относится к бренду “положительно”, 1 — “отрицательно”. Но никто не остается равнодушным, а это и есть задача правильного брендинга.
Возможно, этот факт, совместно с качественным продуктом, повлиял на другую статистику: по нашим данным, более 40% новых заказчиков приходят на сайт по рекомендации друзей или знакомых. А каждый новый исполнитель приводит на сервис 2-3 своих друзей.
Учесть особенности менталитета
К сожалению, мы не смогли использовать один бренд во всех странах. Домены Kabanchik.ru и Kabanchik.by нормально воспринимаются в России и Беларуси (с таким же соотношением позитива/негатива, как и в Украине). Но использовать бренд “Кабанчик” в Казахстане, где 70% население — мусульмане, было бы неразумно. Поэтому после совещаний с несколькими знакомыми жителями Казахстана мы остановились на бренде MegaMaster.kz
При запуске проекта в ЕС или других рынках, скорее всего, также придется использовать другой бренд. Мы даже не исключаем полного ребрендинга всех проектов. Но на вопрос: “Если бы вы могли вернуться в прошлое, изменили бы вы название своего проекта” мы бы ответили: “Нет. Это было правильное решение. На старте проекта именно такое название и нужно”.
Вспомнить завтра
Напоследок предлагаю вам небольшой тест. Есть два сервиса по аналитике: VisualWebsiteOptimization (дословно “Визуальная оптимизация вебсайтов”) и CrazyEgg (дословно “Сумашедшее яйцо”). Какое из этих двух названий вы сможете вспомнить завтра? :)
Автор: Olga_2020