Список литературы для менеджера продукта 80 уровня
Менеджер продукта – все еще редкий зверь в российских и украинских IT компаниях. И если внутри команд, где менеджер продукта существует, его роль вопросов не вызывает (если он, конечно, занимается делом), то знакомые в других компаниях, на конференциях, друзья, от разработчиков до менеджеров проектов задают массу любопытствующих вопросов. Вопросы очень разномастные – от того, о чем собственно работа, и как устроен процесс работы над продуктом в нашей команде, до того, где поучиться, что почитать, и где вообще берут на работу продакт менеджеров.
Самый популярный вопрос «а что почитать, если я хочу заниматься продуктом» побудили меня собрать в одно целое список книг, которые очень помогли мне в разное время, от первых шагов в продуктах до работы с классной командой профессионалов, которым, как я надеюсь, со мной уютно.
Сразу хочу сказать, что все книги на английском. Часть из них можно найти на русском, но без английского на уровне чтения и прослушивания подкастов будет тяжко – на русский клевые вещи об управлении продуктами переводят медленно и нехотя. Второй момент – чтение книг из этого списка не сделает из вас менеджера продукта. Как и книжка С++ за 21 день не сделает из вас С++ разработчика. Просто уровень вхождения в окологуманитарные профессии пониже, и это иногда создает напрасные иллюзии.
Но этот список однозначно прольет свет на те области, с которыми вы не сталкивались, работая в it проектах в других должностях, заставит задуматься о вашей роли и о пользователях, ради которых вы, в конечном итоге, трудитесь.
Итак, мой список рекомендованной литературы для всех, кто хочет хочет проливать кровь, пот и слезы работать продакт менеджером или уже работает им.
Продуктовый менеджмент
1. Inspired: How to Create Products Customers Love
Книжка, в первую очередь, для тех, кто сомневается и задается вопросами о том, что именно должен делать менеджер продукта, какими качествами должен обладать, какой опыт и умения должны сочетаться в этой роли. А также, как быть не заложником обстоятельств, а клевым профессионалом, который понимает, за какими продуктовыми возможностями стоит гнаться, а какие оставить; когда продукт нужно скорее поставить на рынок, как лавировать между газиллионом требований всех заинтересованных в проекте лиц, и, самое главное, – как в итоге получить то, что пользователи будут искренне любить.
Любимая цитата:
It doesn’t matter how good your engineering team is if they are not giver something worthwhile to build. More generally, we learned that it’s not enough to do a good job engineering a product. At least as important is discovering a product that is valuable, usable and feasible.
2. Agile Product Management with Scrum: Creating Products that Customers Love
Библия владельца продукта в agile команде.
Вы можете как угодно относиться к гибким методологиям, но это must read для любого уважающего себя менеджера продукта. Книжка читается очень легко и из нее можно почерпнуть простые, но очень ценные практики: техники agile product discovery, работа с постоянно меняющимися требованиями и создание минимального продукта, который можно выступить на рынок. Один из самых ценных разделов там – это работа с командой и с заинтересованными в продукте лицами (инвесторы, будущие пользователи, люди внутри компании, которые продвигают ваш продукт).
Потрясающая книга для новичков. Вероятно, в ней будет чуть многовато банальностей для человека с опытом, но она классно суммирует опыт и раскладывает все ооочень четко по полочкам – весь процесс от зарождения до выпуска продукта. Если вы решите прочитать ровно 1 книгу по продуктовому менеджменту в своей жизни, то пускай это будет Shipping Greatness или Inspired.
Любимая цитата:
Nothing is better for morale than making progress.
Юзабилити и проектирование интерфейсов
Первая публикация этой книги – 2000 год. Она пережила несколько переизданий и является абсолютно обязательной к прочтению любым веб дизайнером и продакт менеджером. Если вы занимаетесь вебом и еще не читали эту книгу, бегом в kindle store.
2. Designing with Design in Mind
Если вы хотите судить о дизайнах и взаимодействии пользователей с ними не только в терминах «по сетке/не по сетке», «флэтово/скеоморфично» и «в тренде/директору понравится», то вам не избежать знакомства с когнитивной психологией. Эта книга – краткий экскурс в когнитивную психологию, которая однозначно поможет вам лучше понимать, к примеру, почему ненативные мобильные приложения являются преступлением против человечества.
Любимая цитата:
Systems that display poor responsiveness do not meet human time deadlines. They don’t keep up with users.
3. Interviewing Users: How to Uncover Compelling Insights
Каждому хорошему продакт менеджеру так или иначе прийдется познакомиться с техниками пользовательских исследований, бета тестирований и интервью. Пока что я не встречала ни одной книги/доклада или онлайн курса, который бы так качественно учил техникам интервьюирования и работы с пользователем. Очень-очень рекомендую.
Немного об управлении требованиями
1. Mastering the Requirements Process
Если кратко – лучшие требования – это максимально близкий к реальности прототип. Но часто это не так просто, и команда должна собирать и поддерживать огромное количество документации, чтобы учесть все-все-все важное для продукта и донести это до тестировщиков и конечных пользователей. Эта книга (плюс много терпения и трудолюбия) – все, что вам нужно для того, чтобы ваши требования всегда были в порядке.
Совсем чуть-чуть маркетинга и аналитики
1. Positioning: the Battle for Your Mind
Лучшая книжка по продуктовому маркетингу и позиционирования, которую стоит прочитать. У нее нет никакой it-специфики, и она не слишком сильно углубляется в предмет, но в ней просто гигантское количество супер полезных примеров, которые однозначно натолкнут вас на мысли о том, как правильно спозиционировать ваш продукт.
2. Lean Analytics. Use Data to Build a Better Startup Faster
Простая, но хорошая книжка по продуктовой аналитике. Если вы еще не читали Lean Startup, то я рекомендую читать их в паре. Она дает базовое представление о том, что и как мерить в вашем продукте, и при этом не сойти с ума и не считать овец вместо того, что вам реально нужно. Даже если вы учили маркетинг в ВУЗе, сто процентов будет очень полезно.
Любимая цитата (про то, что юзеры живут в реальном мире, а не у вас в офисе, и исследовать их надо именно там):
Get out of the building!
Приятного чтения!
Автор: meaou