Любите своих подчинённых, или «Как удержать сотрудников»

По статистике, 34 % всех увольнений по собственному желанию происходят по причине «меня тут не любят, не ценят».
Что же это значит? Обязаны ли мы любить своих подчинённых? И самое интересное — что значит «любить своих подчинённых»?

Вы руководите проектом, и у вас есть несколько программистов в команде, а может, вы начальник небольшого отдела или просто наставник? У вас наверняка есть своё представление о том, как стоит руководить своими подчинёнными: кто-то строг, кто-то мягок, кто-то ценит за результат, а кто-то выстраивает грамотный процесс. И все мы нацелены на то, чтобы подчинённый работал максимально эффективно. Все знают метод «кнута и пряника» — похвали за хорошую работу и поругай за плохую. И бытует мнение, что нет лучше награды, чем денежная. Но это не так. Вернее, не совсем так.

Чтобы заранее предупредить все вопросы и разногласия на этот счёт, я скажу, что, безусловно, деньги — это «гигиенический» мотивационный фактор. Без денег вы вряд ли найдёте много энтузиастов тратить на вас свои 8 часов в день. Но деньги решают не всё.
Вы, безусловно, можете добавить пару тысяч в качестве премии за хорошую работу, сотрудник обрадуется (хотя… «Хм, всего пару тысяч, мог бы и больше дать… Вот значит, как меня тут ценят»), но есть и другие способы, которые будут менее затратны для вас, однако принесут хороший результат.

Благодарность

Часто ли вы говорите спасибо своим подчинённым?
Они делают то, что обязаны, но это не означает, что они не заслуживают благодарности.
Часто ли вы говорите своему помощнику спасибо за то, что он помогает вам, облегчает вам работу, экономит ваше время? Я готова поспорить, что многие из вас даже не задумывались об этом.

Дело в том, что как только вы сказали спасибо, вся проделанная работа стала иметь значение!

«Хей, ты классный руководитель, спасибо тебе, что 8 часов в день ты отвечаешь на почту и координируешь этих болванов! :)»

Представьте, что ваш руководитель (директор, генеральный директор — ну, кто там над вами) сказал вам это.

По сути, он не сделал ничего, но вам стало приятно. Вы сразу почувствовали себя «не зря».
Попробуйте начать со «спасибо». Просто поблагодарите своих подчинённых за то, что они и так должны делать.

Но одной благодарностью любовь не ограничивается.

Похвала

Как правильно похвалить сотрудника? За что стоит хвалить? Безусловно, все мы привыкли хвалить за результат. Но что значит результат? Выполненный и завершённый проект? Каждая подзадача этого проекта? Небольших достижений сотрудник добивается гораздо чаще, чем вы думаете. «Но не хвалить же его за каждое написанное письмо!» — и то верно. Похвала должна быть дозирована: так она ценнее. Но за что же хвалить?
Подумайте, за что вы цените этого сотрудника? Нарушения чего не потерпели бы? Чем он отличается от других?
«Он приходит вовремя каждый раз» — классно, похвалите за это, если такой пунктуальностью могут похвастаться далеко не все, а вам это важно.
«Он всегда быстро отвечает клиентам» — если это самый оперативный оператор на техподдержке, похвалите его!
«Он сам предлагает варианты решений, а не спрашивает у меня, как это сделать» — похвалите за инициативу. Он облегчает вам работу, экономит ваше время!

Также не забывайте замечать те позитивные изменения, которые вы видите, чтобы закрепить их, чтобы дать понять сотруднику, что именно этого вы ждёте от него.

«В этот раз он написал отчёт в пятницу, как нужно, а не в понедельник, как всегда» — похвалите его за это.

Это работает как рефлекс: меня хвалят, значит, нужно делать то, за что хвалят, чтобы похвалили ещё. С одной стороны, это цинично… Но с другой стороны — все мы зависимы от похвалы. Все мы хотим любви. Поэтому это работает.

Как хвалить?

Обязательно говорите, за что именно вы хвалите. Иначе после нескольких раз слово «молодец» будет воспринято неискренне. Хвалить можно так:

«Ты очень классно сегодня пообщался с клиентом. Чувствуется профессионализм и опыт!»
«Увидел, что ты выполнил задачу раньше времени, — круто! Здорово получилось! Попробуешь сделать так же в следующий раз?»
«Отличные презентации у тебя! Всегда такие яркие, красочные. Я горжусь, что ты в нашей команде!»

Ну и самое основное, наверное, что есть в любви, это…

Понимание

Старайтесь понимать своих сотрудников. Почему он не делает того, что я хочу от него? Почему он как будто не слышит меня?!
«Наверное, он плохой работник — может, уволить его?»
А может, вы — плохой руководитель?

Все мы разные. И все мы, как это ни удивительно, несмотря на то, что говорим на русском языке, говорим по-разному. Вкладываем разный смысл в слова.
К примеру, я скажу вам:

«Вы недостаточно инициативны».

Что это может означать? Возможно, вам нужно быть более внимательным к клиентам? А быть может, чаще и подробнее отчитываться о проделанной работе? Или брать больше задач? Хотя, возможно, речь о том, что вы мало общаетесь с коллегами. А на самом деле я могла иметь в виду то, что мне хотелось бы, чтобы вы взяли на себя организацию внутренних мероприятий… Ну, почему бы и нет?

Если вы хоть раз пользовались переводчиком, то наверняка видели, что одно слово может иметь очень много значений и синонимов. «Учить» — так просто по-русски, но в английском, например, заметьте:
teach — обучать кого-то,
learn — изучать что-то.

А «смотреть»? Look, see, view, watch!

Примерно так же устроены и мы. Мы говорим слово, вкладывая в него своё понимание. А другой человек воспринимает это же слово через призму собственного понимания. И смысл может очень сильно искажаться. Поэтому, чтобы избежать поспешных выводов, убедитесь, что «перевод» вашей мысли состоялся корректно и сотрудник понял вас правильно!
Подойдите к вопросу с разных сторон. Приведите примеры. Объясните причины ваших замечаний. Узнайте, как именно человек вас понял.

Вам стоит любить своих подчинённых, чтобы они оставались с вами, чтобы работали лучше, эффективнее.
Благодарить их, чтобы они чувствовали себя нужными. Хвалить их, чтобы они знали, за что их ценят. Стараться понимать их, чтобы разговаривать с ними на одном языке.

Теперь я уверена, что вы поняли меня корректно.

Автор: Rishkarainy

Источник

Оставить комментарий